Темы: Суббота, Еда, 39 мелахот, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно в блогах на Вашем сайте посмотрела интересный ролик о том, как готовить суши. В результате у меня возник вопрос, а можно ли приготовить суши в Шаббат?
Большое спасибо за интересный вопрос. Разрешено готовить суши в субботу при условии, что все ингредиенты были приготовлены до субботы. Давайте разберем вопрос подробнее.
Понятно, что те ингредиенты блюда, которые нуждаются в термообработке, должны быть приготовлены до субботы. В частности, рис необходимо сварить до наступления субботы.
Если рыба, которая входит в состав суши, используется в сыром виде, с ней, понятно, нет проблем. Но, если ее предварительно засаливают, то это необходимо сделать до субботы. Засаливать в субботу запрещено мудрецами, поскольку это действие похоже на дубление кожи, которое запрещено Торой (Мишна Брура 321:21). Кроме того, если такую рыбу не принято есть в сыром виде, ее нельзя будет переносить, поскольку она является мукце (Шулхан Арух 308:32).
Разрешено ли распределить рис по поверхности водорослей, в которые потом будут заворачивать суши, не является ли это разглаживанием (мемахэк)? С этим также нет проблемы, поскольку рис уже сварен и готов к употреблению. Кроме того, в данном случае целью действия является равномерно распределить его по поверхности водорослей, а не сделать поверхность рисового слоя гладкой (Рамо 321:19, Беур Галаха, там же).
Не является ли соединение всех ингредиентов строительством или «последним ударом» (маке бэ-патиш)? Со строительством нет проблемы, поскольку ингредиенты суши соединяют не с целью скрепить их вместе и разгладить, а только для того, чтобы есть вместе. Поэтому приготовление суши не похоже на склеивание инжира, которое запретил Маген Авраам (340:17), или приготовление яичного салата, о котором говорил Кицур Шулхан Арух (80:25).
Точно так же соединение всех ингредиентов и получение конечного продукта не является «последним ударом», поскольку каждый ингредиент в отдельности пригоден к употреблению в пищу. Кроме того, запрет «последнего удара» не распространяется на пищу (Мишна Брура 318:36, Беур Галаха, там же).
Разрешено ли разрезать суши? Запрет разрезать (тохен) распространяется только на продукты растительного происхождения и только когда их нарезают на мелкие кусочки. Поэтому нет проблемы разрезать суши после того, как свернули, даже если блюдо содержит в себе овощи, т.к. их не нарезают мелко.
Получается, нет никакой проблемы с тем, чтобы приготовить суши в субботу. Но обычно приготовление этого блюда заканчивают раньше, чтобы не утруждать себя лишней работой в субботу.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Гади Поллак
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Вильям Баткин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.