Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Данная мелаха отличается от других тем, что здесь возможно нарушение закона даже за совершение незначительных действий или исправлений. Алаха здесь соответствует названию: можно нарушить этот запрет простым ударом молотка (молота), даже если этим ударом не создается никакое изделие. То есть обычно делают молотком последний удар, чтобы подравнять какую-либо сохранившуюся еще неровность95 на уже доделанной и готовой к употреблению утвари. В этом и состоит нарушение, так как этим ударом как бы завершается процесс изготовления данного предмета. То же и в остальных вещах, например, когда снимают оставшуюся от пошива нитку с уже пошитой и полностью готовой к употреблению одежды. Даже если нитка не пришита к одежде двумя стежками (в таких случаях иногда нельзя делать это с точки зрения запрета разрывания и т.д.), а лишь лежит на одежде, совершают запрещённую Торой мелаху маке бэпатиш, так как этим движением делают одежду окончательно пригодной к ношению. И то же самое во всех подобных случаях.
Все это относится к последнему исправлению. В случае же, когда изготовляют сам предмет, то есть создают в шабат новое изделие, существует, как мы уже упомянули, спор поским: нарушают ли этим только запрет поским, считающих, что строительство относится также и к предметам, маке бэпатиш или также запрет строительства, так как некоторые авторитеты считают, что понятия строительства и разрушения относятся и к предметам. См. подробнее выше, что мы написали относительно разницы в совершаемых нарушениях: запрет разрушения есть только по мнению поским, полагающих, что понятие строительства относится и к предметам.
Поскольку запрещено изготавливать предметы, мудрецы постановили запретить всякую починку предметов, даже такую, без которой возможно ее использование. Поэтому запрещено выпрямлять погнутую иголку, а также выпрямлять искривившиеся (даже незначительно) очки, и т.п.
Также и здесь мудрецы установили гзерот, чтобы случайно не совершили запрещённую мелаху. Запретили возвращать на место выпавшую ножку кровати или стола, даже без закрепления ее на своем месте, поскольку опасались, что захотят ее хорошо закрепить и начнут использовать клинья, клей и т.п., и тем нарушат запрет Торы. И также сборные изделия, части которых в будни туго соединяются между собой, запрещено собирать в шабат (даже если соединяют свободно), когда они каким-то образом распались на составные части. И здесь опасались, что станут скреплять их с силой. Все же, если части какого-либо предмета и в будни не принято туго соединять, то разрешается в шабат собирать его распавшиеся части, но только если это соединение будет свободным. Сюда же относятся изделия, скрепленные посредством винтов или шурупов, и в них все зависит от того, принято ли в будни затягивать винты или нет105. И тем не менее в гзеру, запрещающую починку предметов, не включили закрывание крышек различных сосудов и бутылок вследствие того, что их постоянно открывают и закрывают, не имея в виду при этом закрыть надолго. И поэтому это считается только временным строительством, на которое не распространяется гзера починки предметов.
Наравне с запретом собирать предметы, состоящие из нескольких частей, из-за запрета починки предметов, то есть запрета строительства в предметах, существует и запрет разбирать их из-за разрушения предметов. И поэтому изделия, состоящие из хорошо скрепленных между собой частей, запрещено разбирать в шабат.
Запрещено совершать любые действия для того, чтобы остановившиеся в шабат часы продолжили идти, так как отнесли это к исправлению предметов. Если же часы еще не остановились, поским разошлись во мнениях: одни разрешают их завести, так как все время, пока часы идут, подобным действием ничего не исправляют; другие считают, что, несмотря на то, что часы еще идут, подзавод приведет к тому, что часы будут идти дольше, в таком случае и здесь произойдет исправление предметов109. (Тем не менее следует сказать, что часы с автоматическим подзаводом разрешено носить в шабат по всем мнениям все время, пока они не остановились.) По поводу установки стрелок часов мнения поским тоже разошлись111. Все сказанное касается часов, не издающих каких-либо звуков. Но часы, издающие звуки, например отбивающие каждый час, а также будильники, по всем мнениям запрещено подзаводить в шабат из-за запрета издавания звука в шабат, см. ниже.
Запрещено вдевать шнурок, пояс и т.п. в новую обувь или одежду. Если же эти предметы (шнурок и т.д.) сами новые, то запрещено вдевать их даже в старую обувь или одежду, так как это тоже отнесли к починке утвари, см. выше, в гл.25, п.7 дополнительные детали.
Поскольку в Российской империи проживало около половины всех евреев мира и среди русскоговорящих евреев есть огромное разнообразие фамилий, (большинство из которых — еврейского происхождения), надо уточнить, что наличие у человека еврейской фамилии не является прямым доказательством еврейства.
Надо также отметить, что существует много фамилий, носители которых являются и евреями, и неевреями. В этом кратком обзоре мы попытаемся рассказать лишь об основных видах еврейских фамилий русскоязычных евреев.
Читать дальше
Редакция Толдот
Мирьям Климовская
Фамилия Гитлер произошла от ласкательной формы Гитля или Гитле идишского женского имени Гита, которое означает
Фамилия Герман образована от немецкого мужского имени Герман (Hermann). Так часто называли немецких евреев, на
Рав Гедалия Шестак
Рав Яков Шуб
Он с мамой давно в разводе...
Фамилия Абрамов произошла от еврейского мужского имени Авраам (Абрам по-русски). Окончание — ов обозначает при
Фамилия Юдин происходит от названия деревни Юдино или от еврейского мужского имени Йеуда. По русски имя Йеуд
Рав Бенцион Зильбер
К какому колену принадлежит мой род?
Фамилию Чесаков носят как евреи, так и неевреи. У евреев она произошла от белорусского еврейского мальчика, н
Фамилия Мальцев произошла или от названия деревни Мальцы, или от слова «малый», или от идишского с
Вероятно, что фамилия Ярош произошла от ивритского слова йореш, которое означает наследник. Очевидно, предок