Темы: Тора и наука, Мендель Агранович, Астрономия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины. У меня такой вопрос. Недавно один знакомый раввин мне сказал, что, мол, ученые ошибаются в гелиоцентризме Солнечной системы и на самом деле все небесные тела в ней обращаются вокруг Земли. Раньше я ничего такого от учителей Торы не слышал и был очень удивлен. Если честно, мне очень трудно это принять. Пожалуйста, расскажите мне, что Тора на самом деле об этом говорит. М.
Уважаемый М.,
Хотелось бы задать Вам встречный вопрос: а кто сказал, что Тора говорит что-либо на эту тему? То есть, Вы можете возразить: в Торе есть все, надо только хорошо поискать, но я сейчас не об этом. Всевышний открыл Моше больше знаний о Вселенной, чем это нужно было для жизни по законам Б-га? Не знаю, это требует доказательств.
Но на самом деле Рамбам пишет, что представление Торы (предание от Моше, касающееся астрономии, полученное коленом Иссахара) было утеряно и мудрецы вынуждены были черпать мудрость астрономии у греков (см. Рамбам, Законы освящения месяца 17:24). То есть, вполне возможно, что Всевышний дал Моше реальное представление об этих вещах, но оно не дошло до нас.
С другой стороны, идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, прикладного значения не имеет. Поместим мы начало координат на Солнце, а Земля будет спутником, или же, наоборот, поместим начало координат на Земле, — в том, что касается расчета времен года, солнечного и лунного месяца, ничего не изменится, а значит, для практической Галахи (практического исполнения Закона) нет различия. Более того, согласно принципу относительности — либо Эйнштейна (частная теория относительности), либо Галилея для механики (кинематики), — при наличии двух тел невозможно определить, какое из них покоится, а какое движется.
Если же говорить о доказательствах вращения Земли вокруг Солнца, то мудрецы ими точно не располагали, так как практически все эти доказательства основаны на сравнении расстояний от Земли до далеких звезд, эффекте Доплера и т.д. А «естественным образом» кажется, что вращается Солнце, поэтому тот, кто наблюдает с Земли, может это принять. Хотя Книга Зоар утверждает, что смена дня и ночи — результат вращения Земли вокруг своей оси… И когда в Книге Йеошуа говорится, что Йегошуа бин-Нун остановил Солнце, пророк уточняет: «пред глазами Израиля» (10, 12). Одно из объяснений подчеркивает: это сказано специально, чтобы мы не сделали вывода, что Йеошуа остановил именно Солнце — это было только пред глазами Израиля. На самом деле остановилась Земля, перестала вращаться.
И еще, по свидетельству рава Менаше Исраэля, мнение рава Хаима Каневского (одного из великих раввинов, глав нашего поколения) таково: идея о вращении Земли вокруг Солнца — просто научная идея, которая может смениться другой с изменением научных представлений.
Ведь меняются же медицинские, космологические, физические представления. Тора не является научным справочником, она сообщает только то, что нужно для жизни по законам Б-га. Но вот это уже — досконально… Например, продолжительность лунного месяца: 29 12 793/1080 — очень точная величина. А она нужна для расчета календаря.
Общий вывод: можно предположить, что подразумевают высказывания Рамбама и других источников о том, что все вращается вокруг Земли: что земля — начало координат, центр, все рассматривается относительно неё. Или же это представление, которое могло меняться. Есть доказательства (Зоар и комментарии к книгам Пророков), что были и другие представления. Оригинальные же представления, переданные колену Иссахара, утеряны.
С уважением, Мендель Агранович
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Как соотносится рассказ Торы и современная космология?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Эльяким Залкинд
Ведь светил тогда еще не было!
С. Бернфельд
Биография Гершуни - рабби Леви бен Гершона
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Данные Талмуда о числе звёзд в созвездии «Кима» («Плеяды») решительно противоречили наблюдениям того времени, когда Талмуд был закончен. Откуда мудрецы получили эти сведения — более 1,5 тыс. лет назад, без соответствующих оптических приборов?
Газета «аШавуа»
Или немного о «Биркат а хама»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Еврейский историк, математик и астроном
Рав Реувен Куклин
Почему Земля такая маленькая?
Сергей Цимбалюк
Подавляющее большинство из живущих ныне на Земле шести с половиною миллиардов даже не задумываются: почему в часе — 60 минут (а не допустим, 100), а в минуте 60 секунд?
Рав Реувен Куклин
Почему так редко
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.