Темы: Тора и бизнес, Подарки, Проценты, Лейб Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Я держу небольшой магазинчик, так называемый «Минимаркет». Для динамичного хода закупок удобно, чтобы покупатели платили сразу всю сумму наличными, а не в несколько платежей и не отсроченными чеками. Чтобы поднять мотивацию у клиентов, я решил устроить особое мероприятие: кто платит наличными, получает подарок, сумма которого зависит от величины сделки. Это может быть плитка шоколада, а может быть бутылка хорошего вина. Мой товарищ — хеврута, с которым я учусь вечером в коллеле «Толдот Йешурун», — сказал мне, что такие мероприятия нужно согласовывать с раввином, чтобы не нарушить запрет рибита — давать или брать ссуды под проценты. Я не понимаю, где в моём случае может речь идти о ссудах, но из страха перед Всевышним и из уважения к моему товарищу, который учится целый день в йешиве и очень хорошо знает Тору, я обращаюсь к Вам. Есть ли какая-нибудь проблема в том, что я делаю? Желаю добра и мира, Шалва Давидашвили
Уважаемый Шалва!
Прежде всего, хотелось бы выразить восхищение, что человек, который не видит никакой связи между продажей товара и проблемами, возникающими с процентами от ссуды, считает нужным выяснить, прав ли он. Это говорит о большой Б-гобоязненности и скромности, которым у Вас следует поучиться.
Что касается Вашего вопроса: то, что Вы делаете, — разрешено, хотя Ваш товарищ абсолютно прав в том, что в данной ситуации возникает вопрос о запрете рибита — запрете давать или брать ссуды под проценты, и видно, что он большой знаток Торы.
Постараюсь коротко объяснить, что имеется в виду. В Шулхан Арухе — своде еврейских законов (раздел Йорэ Дэа 173, 1) — сказано, что разрешено продавать товары по более высокой цене тому, кто платит в рассрочку. Зачем об этом говорить? Почему это должно быть запрещено? Где здесь ссуда? Дело в том, что за товар в принципе надо платить сразу, во время приобретения. Когда продавец соглашается продать товар в рассрочку, он как бы предоставляет покупателю ссуду. Если он из-за этого завышает стоимость товара, то логично предположить, что разница в цене является «процентами», которые продавец получает за то, что «ссудил» деньги клиенту.
Почему же на самом деле это не запрещено? Потому что продавец не заявляет о том, что у товара есть две цены: одна для тех, кто платит наличными, а другая для тех, кто покупает в рассрочку. Он просто сообщает клиенту, который платит сразу, реальную цену товара, а тому, кто хочет купить в рассрочку, — завышенную. Можно было бы подумать, что в Вашей ситуации закон строже. Ведь и реальная цена товара, и скидки для тех, кто платит сразу, обнародованы. Если так, то мы не решили проблему: объявлено, что есть две цены, что запрещено. Однако существует различие между ситуацией, когда повышают цену для тех, кто платит позже, и Вашей ситуацией, когда тот, кто платит наличными, получает скидку. Человек не обязан давать подарки всем подряд!
Об этом вопросе существует большой спор наших законоучителей, и здесь следует действовать в соответствии с устрожающим мнением, так как большинство считает, что и в этом случае происходит нарушение закона: ведь тот, кто покупает в рассрочку, заплатит больше. Однако видится, что в Вашей ситуации, даже согласно более строгому мнению, не происходит нарушения. Одно дело, когда для одних цена одна, а для других — другая. Но если цена постоянная, одна для всех, и только тот, кто платит сразу, получает подарок, а тот, кто покупает в рассрочку, не получает, — представляется, что проблемы нет. Здесь уж точно можно сказать, что человек не обязан одаривать всех подряд.
Спасибо за вопрос и за тот урок Б-гобоязненности и скромности, который Вы нам преподали. Удачи Вам в Вашем кошерном бизнесе и в учёбе с Вашим знающим и мудрым товарищем.
С уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Натан Агрес
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.
Рав Овадья Климовский
В чем принципиальное различие?
Рав Шауль Вагшал
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Нельзя обуславливать выдачу ссуды каким-либо действием. Например, просить получателя походатайствовать за заимодавца, либо требовать предоставить подарок третьей стороне.
Злата Грайбер
Отзывы читателей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.