Темы: Билам, Колдовство, Молитва, Хана, Ангелы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныТора говорит, что Билам знал момент, когда нужно проклинать. Означает ли это, что человек может управлять Всевышним? Ответ, конечно, нет. Как тогда объяснить эти слова?
Спасибо за интересный вопрос!
Можно ли управлять Небесными процессами?
Действительно, всё, что есть в мире, подчиняется установленному порядку. И, поскольку этот порядок установил Сам Творец, выход за его ограничительные рамки крайне нежелателен. Правила работы «механизмов» существуют с сотворения мира и работают в точности так, как предписано. Соответственно, при хорошем знании природы объектов материального и духовного миров можно попытаться оказать влияние на ход и развитие различных процессов. Ведь всё должно сработать безотказно!? Последнее утверждение является верным только относительно. И Вы правильно замечаете, что история с Биламом — один из ярких примеров события, на которых основывается ИЛЛЮЗИЯ возможности такого вмешательства.
Что было известно Биламу? Что каждый день есть мгновение, когда Всевышний проявляет Свой гнев. И что определить это мгновение можно по тому, как багровеет гребень петуха. Вот и сидел Билам с петухом на коленях, ожидая этого мгновения. А что сделал Всевышний? Послал ему сон, чтобы то мгновение было упущено (по другому мнению, Всевышний решил не проявлять Своего гнева в те дни).
Иными словами, подобные «опции» существуют лишь в теории. Тот же, кто верит, что мир создан и управляется лишь Одной Силой — Творцом, не станет предпринимать подобные попытки.
А вот еще несколько примеров.
Ковчег Завета как средство против военного поражения
В книге пророка Шмуэля (Шмуэль I, главы 3, 4) рассказывается о том, как Ковчег Завета оказался у филистимлян. А как он вообще попал на поле боя? Не самая лучшая часть народа решила использовать Ковчег как оборонительное средство. Потерпев поражение в первом бою, они не решились прибегнуть к единственно верному средству — раскаянию в грехах и молитве к Небесам. Зачем прибегать к столь сложным мерам, когда можно обойтись «малой кровью».
Что они сделали? Доставили Ковчег Завета на поле боя, но не для того, чтобы вызвать духовное пробуждение, а для того, чтобы поставить Всевышнего в «безвыходную» ситуацию. Они решили, что Всевышний точно постоит за Себя, а они, попутно, избавятся от проблем с филистимлянами. И что из этого вышло? Всевышний сказал: «Я Свою Славу отстою, но при этом вы получите по заслугам». Известно, чем вся эта история закончилась…
Наши мудрецы говорят, что в конце эпохи Первого Храма в Иерусалиме было много нечестивых умников, полагавших, что они смогут предотвратить победу Невуходнецара. Они хорошо разбирались в небесных каналах управления миром и думали, что смогли установить контроль над ангелом-хранителем Касдима. Что сделал Всевышний? Изменил «код доступа» к этим каналам, и всё закончилось очень печально для всего народа Израиля.
Но наиболее ярким примером нахождения «бреши» в мироздании является история пророчицы Хана.
«Война» пророчицы Ханы
В трактате Брахот (31 б) сказано, что Хана вступила в противостояние с Небесами. Что она сделала? Она поставила ультиматум Всевышнему. Какой? Хана нашла возможность «силой» получить ребенка.
Из законов о «соте» (женщине, подозреваемой в измене) следует: если жена ведет себя неблагоразумно, уединяясь с чужими мужчинами, то возможны два варианта развития событий. Муж может просто развестись с такой женой. Но, если он хочет продолжать жить с ней, она должна пройти проверку «водами соты» в Храме. Если она изменила мужу, то эта проверка приведет ее к смерти… Если же подозрения не подтвердились, выпитая ею вода приносит благословение. Какое? Если у этой женщины рождались только дочери, то начнут рождаться и сыновья. Если рождались сыновья, но низкорослые, будут рождаться высокие. А если не было детей, то она родит сына.
Сказала Хана Всевышнему: «Если Ты не пошлешь мне сына, вот что я сделаю. Пойду на рынок и стану уединяться в лавках с чужими мужчинами. На меня, понятно, падет подозрение. Но мой муж Элькана любит меня. И, чтобы избавиться от сомнения и получить возможность жить со мной и дальше, он будет вынужден устроить мне проверку водами соты. А я-то знаю, что никакого преступления я не совершала и проверка покажет мою невиновность. Это означает, что воды соты принесут мне благословение и Ты будешь вынужден послать мне сына».
Да, Хана нашла способ, действительно «вынудить» Всевышнего послать ей ребенка. Но разве так просят у Небес? Она произнесла этот ультиматум в момент глубокого страдания. Не исключено, что даже в состоянии аффекта. Однако Хана тут же раскаялась в своих словах, потому что понимала, что это неправильный путь. Да, действуя в соответствии с приведенной схемой, можно было «вынудить» Всевышнего дать ей ребенка. Но что будет дальше? Кто сказал, что Всевышний не сделает так, что ребенок станет нечестивцем или что возникнут другие неразрешимые проблемы? Потому и сказано дальше, что Хана горько заплакала, раскаиваясь в словах, произнесенных в состоянии аффекта. И ее проступок не был расценен Небесами как преступление.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография пророка, который родился у бездетной Ханы после долгой молитвы. Шмуэль был праведным судьей и защитником евреев.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Мендель Агранович
Если подчиним свою волю Б-жьей, станем как ангелы. Зачем тогда нам дана свобода воли?
Рав Реувен Куклин
А как же тогда узнать будущее?
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
В каких случаях проклятье имеет силу?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина