Сокрытие Творца (Сокрытие Лика, эстер паним) — это понятие, определяющее наши ощущения того, что Вс-вышний «отвернулся» от нас», как было обещано Торой — за то, что мы оставили Его заповеди. В годы тяжелых испытаний, изгнаний и страданий евреям перестает быть очевидным Б-жественное управление миром. Тем не менее, само существование мира — тоже есть Сокрытие Творца, как объясняет Рамхаль. Вс-вышний не допустит полного Сокрытия Лика: в конце концов придет и полное раскрытие Творца.
Оглавление
Как Б-г допустил?.. [↑]
Понятие эстер паним, Сокрытие Лика Вс-вышнего — это, по сути, ответ на распространенный вопрос: «Где был Б-г во время Катастрофы?» А так же — во время египетского рабства, разрушения Храмов, Инквизиции, погромов, кровавых наветов, хмельнитчины, насильственных крещений — список длинный.
Тора видит причину всех человеческих страданий, в том числе — нищеты, болезней и смерти — в деяниях людей, начиная с Первого Человека и вплоть до наших дней. При этом приговаривает человека к страданиям лишь Вс-вышний, который решает, кому жить, а кому умереть. И только Он приводит приговор в исполнение через Своих посланников.
В тяжелые периоды истории людям кажется, что Вс-вышний как бы «скрывает Лицо» — когда перестает быть очевидным Б-жественное управление миром и избранный Им народ не чувствует своей связи с Ним, как сказано: «Я покину их и сокрою лицо Мое от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?”» (Дварим 31:17). Но на самом деле, Творец скрыт от нас всегда — не только в годы различных катастроф.
Творец мира и Его творение [↑]
Творец создал этот мир, который мы можем ощущать всеми нашими чувствами. Однако присутствие Творца в творении полностью скрыто от человека. Кроме того, в мире действует множество противоречивых сил, что также заслоняет единство Создателя. И тем более провидение Творца тщательно завуалировано различными естественными «покровами» и вереницей «случайных» событий, не говоря уже о видимой несправедливости и преобладании зла над добром.
Получается, что, с одной стороны, «нет места, пустого от Его присутствия» («Тикуней Зоар», 26), а с другой — реальность Вс-вышнего находится в сокрытии от прямого восприятия человека.
Еврейская традиция сообщает, что существует много уровней «сокрытия Творца». И если до создания Вселенной этот уровень был минимальным, то в нашей реальности — самый высокий уровень Б-жественного сокрытия. Если бы мы ощущали сегодня, что Шхина пронизывает все бытие, мы ясно осознавали бы, что весь мир существует только потому, что Вс-вышний постоянно снабжает его энергией.
Рамхаль пишет в Даат Твунот, что весь наш мир — это сокрытие Сияния Лика Творца. На святом языке слово «мир» — «олам», и слово «сокрытие» — «hеэлем» — это однокоренные слова. Мир был создан для того, чтобы обеспечить возможность существования зла, которое противоречит воле Творца. Это, в свою очередь, гарантирует человеку свободу выбора. Задача человека — выбрать добро, несмотря на препятствия, которые сокрытие воздвигает у него на пути.
Б-г обязан сохранить Свое присутствие в мире. С другой стороны, необходимо оставить человеку свободу выбора. Таким образом, Б-г должен одновременно присутствовать и отсутствовать в созданном Им мире. Б-г прячет Свое лицо, то есть присутствует, но так, чтобы не быть заметным; отсутствует, но так, чтобы не стать безнадежно недоступным. Одни находят Его даже в Его отсутствии; другие не видят Его, когда Он рядом. «Сокрытие лица» порождает страдания невинных, но благодаря тому, что Б-г никогда не оставит человека, зло никогда не восторжествует окончательно.
Сокрытие Творца в мире — состояние временное, соответствующее этому миру — месту испытания и служения, но в конце дней с приходом Машиаха, и тем более в Грядущем мире, Слава Г-спода раскроется во всей своей красе и полноте, и именно в постижении Его Света и будет заключаться конечная и вечная награда праведников (Трактат Брахот, 17а; Рамбам, Мишне Тора, Законы Раскаянья, 8:2).
Сокрытие Лика [↑]
Тем не менее, понятие эстер паним — «сокрытие лица Бога» — более узкое, чем общее понятие о том, что Творец скрыл Себя в этом мире до конца дней. Эстер паним — это когда нам кажется, что Б-г оставил нас на произвол судьбы. В муках человек взывает к Творцу, но Вс-вышний молчит.
Об этом говорит 44-й псалом: «Боже!.. Ты отдал нас как овец на заклание и рассеял нас среди народов… Ты отдал нас на посрамление соседям, на посмеяние и поругание… Пробудись, почему спишь Ты, Господи? Пробудись, не оставь навсегда! Почему скрываешь Ты лицо Свое, забываешь, что мы бедны и угнетены?»
Раши в комментарии на Дварим 31:17 объясняет, что выражение «сокрыл Лицо» говорит о времени, когда Вс-вышний управляет миром, словно не замечая страданий евреев. Он не останавливает поток бедствий, обрушивающихся на них.
Ибн Эзра, трактуя слова отрывка Торы «и…оставлю их», объясняет, что они свидетельствуют о моменте, когда Творец отвернется от всех евреев: злодеев и праведников, женщин и детей, виновных и невиновных, потому что все они отвечают друг за друга.
Причина — в нас [↑]
Пишет Рамхаль в Даат твунот: «Однако тяжелы последствия греха, когда Святой, благословен Он, отворачивается от Израиля (не дай Б-г), как муж, гневающийся на жену свою, или отец, гневающийся на сына. О таком времени сказано (Берейшит 6:6): “И опечалился в сердце”, поскольку не рад Творец миру и тому, что создал его, и тогда прекращается всякое влияние и исчезает успех. И выходит, что зло рождается только из-за сокрытия лица, т.е. из-за того, что Господь, благословен Он, не обращает лик свой с любовью к нижним мирам и не рад им, а это — причина всякого прекращения влияния».
Дальше Рамхаль объясняет, что весь порядок управления и все его проявления в мире основаны на народе Израиля, на том, что Вс-вышний обращается к ним с любовью или отворачивается от них. В начале Творения было установлено так, чтобы все рамки и законы действовали соответственно поступкам сынов Израиля. Их добрые поступки приводят к освещению лица Вс-вышнего и приносят благо Израилю, а через него — всему миру. Но и наоборот, не дай Б-г.
Израиль занимает центральное место во всем Творении, а остальные создания зависят от него. От того, что Вс-вышний обращается к низшим мирам с любовью, происходят все улучшения в мире, ухудшения же — от того, что Он отворачивается от них.
В книге Дварим (31:16) Вс-й открывает еврейскому народу, за какие конкретно прегрешения Ему придется «скрыть Лицо»: «и встанет этот народ и блудно следовать будет за божествами племен земли, в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним».
Три преступления повлекли за собой Сокрытие Лица: «…оставит Меня…», «…следовать будет за божествами племен земли…», «…нарушит Мой завет…» Когда еврейский народ забывает о Завете, оставляет Вс-вышнего и предается развратным языческим культам или находит себе непотребную замену в чуждых идеологиях — Вс-вышний скрывает Свой Лик. «Но даже сейчас, когда Творец сокрыл доброту свою и не дал совершенства созданным, Он, несмотря ни на что, поддерживает их», — так пишет Рамхаль (Даат твунот).
Когда наступит вновь раскрытие Лика Творца? [↑]
В словах Рамхаля есть повод для оптимизма. Сокрытие Лика — не вечно, и в самом Сокрытии содержится добро и забота о благе евреев. «Несчастья, которые постигают человека в изгнании, всегда соответствуют тому злу, которое он совершил», — пишет он. «Когда человека преследуют результаты его же неправильного выбора, он может понять смысл происходящего и раскаяться в содеянном. Когда изгнание и связанные с ним страдания достигнут цели, и помогут человеку очиститься от нечистоты, то изгнание закончится, и вновь наступит раскрытие Лика Творца».
«Даже если люди будут постоянно выбирать зло, Вс-вышний все равно не даст миру опуститься в полное сокрытие Лика. В конце концов, придет избавление, даже если люди этого не заслуживают».