Темы: Запреты, Деньги, Дружба, Долги, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ учусь в университете и уже два года живу с товарищем в студенческом общежитии. У нас достаточно хорошие дружеские отношения. Недавно была такая ситуация. Мой друг уехал на выходные домой, я остался один в комнате. На улице был сильный дождь, а мне было нужно срочно поехать в университет. Свой зонтик я оставил в университете, но знал, что у товарища в шкафу висит его дождевик, который очень помог бы мне не промокнуть. Я попытался позвонить ему спросить разрешения, но он не ответил. Полагаю, что, скорее всего, он разрешил бы мне воспользоваться своим дождевиком, потому что мы не раз разрешали друг другу пользоваться вещами и даже одеждой друг друга. Можно ли было мне в такой ситуации взять дождевик друга? Заранее спасибо за ответ. Алекс
Уважаемый Алекс, большое спасибо, что обратились к нам. Вы спрашиваете о том, можно ли взять чужую вещь без разрешения. Этот вопрос может встречаться в разных вариациях, поэтому давайте вначале разберем общие принципы.
Брать без разрешения
Талмуд (Бава Батра 87 б-88а) приводит различные мнения законоучителей о том, что значит «взять чужую вещь без разрешения». По мнению мудрецов, такое действие имеет статус воровства. А по мнению раби Йеуды, это действие является одалживанием. На практике различие между этими двумя подходами заключается в следующем. Если брать без спроса считается воровством, то человек несет ответственность за предмет, который он взял, всё время, пока не вернет его хозяину лично. Если мы скажем, что это является одалживанием, то достаточно вернуть этот предмет на то место, откуда взяли.
Закон установлен в соответствии с мнением мудрецов (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 359:5), поэтому, получается, нельзя брать чужие вещи без разрешения. А если человек нарушил закон и взял вещь без разрешения, то он обязан вернуть ее лично владельцу. Если же он, например, вернул ее на то место, где она находилась, и после этого с ней что-то случилось, то он обязан возместить ущерб, т. к. несет ответственность за эту вещь, пока она не возвращена владельцу (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 366:3).
Принятая практика
Однако в Вашей ситуации есть облегчающее обстоятельство: поскольку, как Вы пишете, до этого вы уже неоднократно пользовались вещами друг друга и у вас это принятая практика, то следует предположить, что и на этот раз Ваш друг не стал бы возражать, разрешил бы воспользоваться принадлежащей ему вещью (Рашба к Бава Меция 22а; Шулхан Арух, Йорэ Дэа 248:6). Получается, если сложившаяся практика — пользоваться вещами друг друга, то можно брать вещи без разрешения.
Предположение, что товарищ согласится
Сложнее была бы ситуация, если бы у вас не установилась практика пользоваться вещами друг друга, но Вы бы предполагали, что в силу дружеских отношений товарищ не возражал бы, чтобы Вы воспользовались его дождевиком.
Тосафот (к Бава Меция 22а) пишут: предположение о том, что другой согласился бы, чтобы его вещами пользовались, не является достаточным основанием для разрешения пользоваться вещами без спроса.
Тем не менее Шах (Хошен Мишпат 358:1) отклоняет доказательство Тосафот и утверждает: если человек точно уверен, что другой не будет возражать, можно воспользоваться его вещью. Понятно, что для такого предположения должны быть веские основания.
Изначально не полагаются на мнение Шаха и не считают, что предположение о том, что другой согласился бы, является достаточным основанием разрешить пользоваться его вещами без спроса.
В исключительных обстоятельствах следует уточнить у раввина, можно ли будет полагаться на мнение Шаха.
Предметы, предназначенные для выполнения заповедей
Исключением являются вещи, предназначенные для выполнения заповедей, например, тфилин, талит, лулав (не в первый день Суккота). Этими предметами разрешено будет воспользоваться без разрешения, поскольку общепринято: люди заинтересованы в том, чтобы с помощью вещей, принадлежащих им, выполнялись заповеди (Шулхан Арух, Орах Хаим 14:4).
Здесь также есть определенные ограничения:
— если есть возможность, то необходимо попросить разрешения;
— вещью можно пользоваться только в том месте, где ее взяли;
— если, например, талит был сложен, то его надо так же сложить после использования;
— запрещено делать это на постоянной основе
— если вещь была спрятана, то мы предполагаем: хозяин не желает, чтобы ею пользовались, если нам не известно обратное.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Реувен Куклин
Что рекомендует в таких случаях Царь Соломон?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Яков Шуб
Должна ли женщина делать просбуль?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
У нас беда. Мы обнаружили, что наш сын ворует.
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Зеев Гершензон
Что Тора говорит о таком поиске?
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина