Он был дружен с тремя римскими императорами, в течение полувека последовательно сменявшими друг друга
Раби Йеуда Анаси (или просто Раби; 3896—3980 гг. /135—220/) — наси (глава) высшего еврейского суда Санхедрина, составитель и кодификатор Мишны.
Происходил из рода царя Давида; седьмое поколение от Гилеля, основателя династии глав Санхедрина. Первенец рабана Шимона бен Гамлиэля (Рашбаг), главы Санхедрина в городе Уше (Седер адорот).
Родился в день, когда казнили раби Акиву (Кидушин 72б).
Учился у пяти великих мудрецов, принявших устную традицию от раби Акивы: у раби Меира (Бааль а-Нес), раби Йеуды бен Илая, раби Йоси бен Халафты, раби Шимона бар Йохая (Рашби) и раби Элазара бен Шамуа.
Изучал Тору также в бейт-мидраше отца; его ближайшим другом и оппонентом в алахических обсуждениях был р. Элазар, сын раби Шимона бар Йохая (Бава меция 84б).
В возрасте 35 лет сменил отца во главе Санхедрина. Он перенес место пребывания Санхедрина в крупный город Тверию, а затем в Ципори, ставший новым центром изучения Торы (Седер адорот).
Объединив вокруг себя выдающихся мудрецов, раби Йеуда Анаси завершил работу по систематизации и кодификации Мишны, начатую еще р. Акивой и р. Меиром. В этот кодекс «он включил как законы, полученные по цепи традиции от пророка Моше, так и постановления, принятые мудрецами каждого поколения» (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора).
Раби Йеуда Анаси пользовался столь великим авторитетом, что составленный им свод законов был одобрен и принят всем еврейским народом. Талмуд отмечает, что «со дней Моше и до Раби величие в познании Торы и власть не соединялись в одном человеке» (Гитин 59а).
Годы, когда раби Йеуда Анаси возглавлял Санхедрин, стали периодом мира и стабильности для Израиля. Он был дружен с тремя римскими императорами, в течение полувека последовательно сменявшими друг друга, а один из них, Антоний (историки полагают, что имеется в виду император Марк Антоний, прозванный Аврелием), под влиянием Раби даже тайно принял еврейство (Тосафот, Авода зара 10б; Седер адорот). В Талмуде и мидрашах приведены многочисленные философские дискуссии между Раби и Антонием (Санхедрин 91аб, Танхума, Микец 9). Император советовался с Раби в делах управления и в своих семейных делах (Авода зара 10аб), а также просил за него молиться (Ваикра раба 16).
Раби располагал огромными богатствами, которые использовал для помощи мудрецам и их ученикам (Рут раба 5:15). В годы засухи он открывал свои хранилища для нуждающихся (Бава батра 8а).
В трактате Авот (2:1) приведено несколько изречений Раби. Он говорил: «Каков прямой путь, по которому должен следовать человек? Это путь, который украшает человека и в глазах Создателя, и в глазах людей». И еще он наставлял: «Выполняй легкую заповедь так же старательно, как самую важную, — ведь тебе не известно, какова награда за выполнение той или иной заповеди. И сопоставляй награду за заповедь с усилиями, затраченными на ее выполнение, и выгоду от греха — с ущербом, который он наносит».
Ему также принадлежит знаменитое правило благочестия: «Помни о трех вещах — и не согрешишь: знай, что над тобой Око Видящее и Ухо Слышащее и что все твои дела записываются в книгу» (там же).
Признавая его величие и исключительную личную праведность, современники называли его Рабейну Акадош — «Наш святой учитель» (Шабат 118б).
С его уходом из жизни завершилась целая эпоха в еврейской истории. Талмуд свидетельствует: «Раби и раби Натан завершили эпоху Мишны» (Бава меция 86а).