Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Качества Творца

Качества Творца — это качества, присущие Творцу в Его проявлениях в мире. О Сущности Творца пишет Рамхаль в «Дерех Ашем» — и она для нас непостижима. Качества Творца мы познаем по Его деяниям. Для того, чтобы прилепиться к Творцу и уподобиться Ему, человеку следует уподобиться в своих поступках тринадцати высшим Качествам Милосердия.

Оглавление

Прилепиться к Творцу [↑]

Вс-вышний создал мир и заложил в него все присущие миру законы, материальные и духовные. Создал и нас, сформировав наши чувства и сознание согласно заложенным Им законам, в том числе, законам морали. Вс-вышний призвал нас стремиться уподобиться Ему в наших действиях — настолько, насколько Он открывает нам понимание Своих путей. Сказано в Торе (Дварим 28:9 и в других местах): «…и будешь ходить путями Его».

«Пути» и «качества» Творца (то, что Он раскрывает нашему пониманию) должны соответствовать тем представлениям, которые Он вложил в нашу природу и сознание. Ведь только в этом случае Он может заповедать нам «ходить Его путями», а мы можем исполнить эту заповедь. Каждый человек должен не только служить Вс-вышнему, но и воспитывать в себе качества, присущие Творцу в Его проявлениях в мире. Если индивидууму удается достичь цели, в нем наиболее полно раскрывается высокий духовный потенциал, полученный им от Вс-вышнего при рождении.

По сути, такое «подражание» Творцу — цель существования человека. В Торе есть такие слова: «Всевышнего твоего бойся, служи Ему и к Нему прилепись» (Дварим, 10:20). Указание Торы «прилепиться» к Творцу, — разъясняют Учителя, — означает, что человеку следует приближать свои качества к Его качествам.

Путь Творца [↑]

Рамхаль в 1-главе своего великого труда «Дерех Ашем» приводит шесть фундаментальных принципов, которые относятся к нашему пониманию качеств Творца.

1. Есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все Бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Б-г, благословен Он.

2. Истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима. И только то известно о Нем, что Он существует и что Он совершенен всеми видами совершенства, и нет в Нем абсолютно никакого недостатка.

Рамхаль поясняет, что знание об этом получено нами от праотцев и пророков. Стоя у горы Синай, все евреи постигли его, убедились в его истинности и научили этому Знанию своих сыновей, поколение за поколением, до сего дня.

3. Бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и Его небытие совершенно невозможно.

4. Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого.

5. Его существование есть простое существование, совершенно без структурности и множественности, и все совершенства находятся в Нем простым образом. Вс-вышний не является обладателем различных сил, хотя на самом деле есть в Нем аспекты, которые в нас различны, ведь Он желает, Он мудр, Он может и Он совершенен всеми видами совершенства. Однако истинность Его бытия едина и включает в свои рамки все, что является совершенством. Он обладает совершенством не как чем-то дополнительным к Своей сущности и истинности, но со стороны самой Его истинной сущности; то есть — сущность Его сама по себе не может быть несовершенна.

6. Эта Сущность непременно одна и не более. То есть — невозможно, чтобы существовали многие сущности, существование которых обязательно само по себе. Только Он один должен существовать в этом обязательном и совершенном существовании; и если существуют другие объекты — То только потому, что Он производит их по Своему желанию, и все они зависят от Него, а не существуют сами по себе.

Постичь Творца? [↑]

Рамхаль пишет, что Сущность Творца очень далека от нашего постижения и представления, и у нас почти нет способа ее объяснить и слов, чтобы истолковать. Наше представление и воображение охватывают лишь то, что ограничено рамками природы, созданной Вс-вышним. Только это ощущают наши органы чувств и только такие образы они представляют перед разумом.

А если так, как же мы можем говорить о качествах Творца и как мы можем уподобиться Ему и прилепиться к Нему? В 103-м Псалме говорится: «(7) Известил Он Моше (о) путях Своих, сыновей Исраэля — (о) деяниях своих». Мальбим объясняет, что Моше было дано увидеть именно «качества» Вс-вышнего, которые он просил Б-га показать ему. Только в минуту особого благоволения к великому праведнику Творец согласился приоткрыть ему эту тайну. Народ же познакомился с этими качествами благодаря тому, что видел деяния Вс-вышнего.

Так как людям трудно постичь качества Вс-вышнего, им показывают Его деяния, на основе которых они делают выводы о качествах. Моше, благодаря своему исключительному пророческому уровню, удостоился постичь качества Творца как Его суть.

В книге «Адир ба-Маром» Рамхаль пишет: «Когда мы говорим о Творце, несомненно, мы имеем в виду не Его сущность, а только Его деяния». Подобно этому пишет Виленский Гаон в комментарии на Книгу Зоар (Рая Меэмна, глава Бо): «Это великий принцип, что запрещено нам думать о Его сущности, а только о Том, как открывается Он перед нами в Своих делах».

13 качеств милосердия Творца [↑]

Раби Моше Кордоверо в книге Томер Двора объясняет, что главное в Высшем «образе» и «подобии» — в том, что он является действиями Творца. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!

Поэтому человеку следует уподобиться в своих поступках тринадцати высшим Качествам Милосердия. Эти качества зашифрованы в стихе из пророка Михи (7:18-20): «Кто подобен Тебе, Б-г, выносящий грех и убирающий преступления остатку Своего наследия, не держит вечно Своего гнева, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами и покорит наши беззакония. И Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи. Ты явишь верность Яакову, милость Аврааму, о которой Ты клялся нашим отцам с давних времен».

«Кто подобен Тебе, Б-г» — означает: Ты, Б-г, добр и воздаешь благо; в Твоей власти отмстить человеку и забрать то, что принадлежит Тебе, но в то же время Ты выносишь обиду, пока человек не раскается. И человеку следует проявлять терпимость, и даже если его до такой степени оскорбляют получающие от него добро, он тем не менее не должен лишать их блага.

«Несущий грех»

Каждый раз, когда человек совершает грех, он создает деструктивную духовную сущность. А Творец несет и терпит грех, и подобно тому, как питает весь мир, Он питает и кормит эту деструктивную силу, пока не произойдет одна из трех вещей: либо грешник раскается, либо Праведный Судия уничтожит ее через страдания или смерть грешника, или грешник спустится в Геином, чтобы отплатить свой долг.

Отсюда человек должен учить, насколько нужно быть терпеливым, терпеть несправедливость и зло, которые причинил ему ближний — несмотря на то, что это зло все еще продолжает существовать.

«И убирающий преступления»

Когда Б-г прощает грешника, он делает это Сам, а не через посланника. Убирая преступления, Он стирает их. Именно так должен поступать человек. Он не должен говорить: «почему это я должен исправлять то, что другой нагрешил или испортил?» — ведь Вс-вышний Сам, не посредством посланника, исправляет его кривду и смывает мерзость его греха. И поэтому человек должен стыдиться возвращаться к греху — ведь Царь вынужден собственноручно стирать грязь с одежд грешника.

«Остатку Его наследия»

Израиль — наследие Вс-вышнего, и Он говорит: «если Я накажу их, то боль будет на Мне». Он не может терпеть, когда Израиль страдает и унижен, так как они — остаток Его наследия.

Таким же образом человек должен относиться к своему ближнему, ведь все евреи — кровные родственники. Все их души соединены вместе, и в каждом человеке есть духовные части других. И именно по этой причине Мудрецы сказали, что «все евреи ответственны друг за друга», ведь в каждом есть часть от другого, и когда один грешит, он причиняет ущерб своей душе и части души другого еврея, которая находится в нем.

«Не держит гнев навеки»

Даже если человек продолжает грешить, Творец не держит гнев, а даже если гневается, то не навеки. Он успокаивает Свой гнев, даже когда человек не раскаивается. Этим качеством следует руководствоваться по отношению к ближнему. Даже если человек имеет право жестко наказывать ближнего или своих детей, он не должен умножать кару и долго гневаться, а успокоить гнев и не держать его навеки.

Ибо он желает добра

Вс-вышний желает добра, то есть — добра, которое евреи делают друг другу, и Вс-вышний вспоминает им эти добрые дела, несмотря на то, что в остальном они недостойны. Если человек видит, что кто-то другой причиняет ему зло и этим гневает его, если в этом человеке есть хорошая сторона — например, он делает людям добро, или обладает другим положительным качеством, этого должно быть достаточно, чтобы успокоить гнев и поменять отношение к нему в лучшую сторону. Таким образом человек будет «желающим добра».

«Он снова смилуется над нами»

Если человек согрешил и затем раскаялся, Вс-вышний ценит его еще больше, чем до этого. Когда человек раскаивается, Вс-вышний возвращает ему Свое присутствие (шхину). Таким же образом человек не должен держать на ближнего зла по поводу предыдущей ссоры, а наоборот, увидев, что тот ищет примирения и дружбы, относиться к нему с еще большим милосердием и любовью, чем раньше.

«И покорит наши беззакония»

Грехи не имеют пред Творцом такой же силы, как заповеди. Вс-вышний сдерживает их, чтобы они не поднимались и не входили внутрь. И хотя Он надзирает над всеми деяниями человека, как хорошими, так и плохими, Он не сдерживает добро, а позволяет ему расцветать и подниматься высоко ввысь. Грехи же не обладают таким свойством, и Вс-вышний сдерживает их, чтобы не преуспели в этом и не вошли вовнутрь.

Человек не должен забывать о добре, которое получил от ближнего и помнить зло, которое тот ему причинил. Наоборот, нужно подавить зло, забыть и оставить его, не держать на ближнего злобу. Добро же следует постоянно помнить, и оно должно быть в глазах человека более важным, чем все плохое, что ближний принес ему.

«И Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи»

Творец направляет силу правосудия на тех, кто называется «глубины моря», как сказано: «а нечестивцы — как разбушевавшееся море, когда оно не может утихнуть и его воды извергают ил и грязь» (Йешаяу 57:20). Это те, чьими руками Израиль получает наказание — Вс-вышний вернет потом все их злодеяния на их голову. Причина этого — в том, что после того как Израиль получает наказание, Творец сожалеет даже по поводу того, что было раньше, и требует ответа [от тех, чьими руками было произведено наказание].

Если наш ближний злодей, но сломан страданиями, не следует его ненавидеть, ведь страдания очищают его от зла. И нужно приближать к себе падших и получающих свою кару, проявлять к ним милосердие и спасать их от врага. Нельзя говорить: «он сам виноват, это все из-за его грехов», а следует, наоборот, относиться к ним милосердно в соответствии с этим качеством.

Ты явишь верность Яакову

Имя Исраэль связано с более высоким уровнем, чем имя Яаков. Данное качество относится к людям со средним духовным уровнем, которые не умеют делать больше, чем от них требует закон. Они называются «Яаков», поскольку с верностью соблюдают только истинную букву закона. По отношению к ним Творец проявляет качество «верности» — милует их при реализации закона и справедливости.

И человек должен вести себя с ближним с честностью и верностью, и не искривлять правосудия по отношению к нему.

Милость Аврааму

Это качество относится к людям, которые делают больше, чем того требует закон, как наш праотец Авраам, и Вс-вышний тоже ведет себя с ними не по букве закона. Он не судит их в соответствии со строгой буквой закона, и даже не в соответствии с прямым путем, а еще более милостиво, чем прямой путь, подобно тому как они ведут себя.

Так же и человек: хотя с каждым нужно вести себя по справедливости и по закону, с теми, кто добры, благочестивы [и делают больше, чем обязаны], нужно поступать еще лучше, чем того требует закон.

О которой ты клялся нашим отцам

Некоторые люди недостойны, но Вс-вышний проявляет милосердие ко всем. У Вс-вышнего есть сокровищница милосердия: Он милует и дает сынам Израиля незаслуженные дары, потому что Он сказал: «У них ведь есть заслуги отцов, я поклялся их праотцам, и поэтому, хотя они недостойны, они будут оправданы из-за того, что они — сыны праотцев, которым Я поклялся; поэтому я буду вести и направлять их, пока они не исправятся».

Даже если человек встретит нечестивцев, он не должен быть с ними жесток, проклинать их и т.п. Нужно пожалеть их и сказать: «в конце концов, они — сыны Авраама, Ицхака и Яакова, и даже если они негодны — их праотцы были праведны и достойны».

С давних времен

Это качество проявляет Святой, благословен Он, с Израилем, когда заканчиваются заслуги отцов. Творец помнит им все заповеди, которые они исполнили со дня своего рождения, и все хорошие качества, с помощью которых Вс-вышний управляет миром, и из всего этого он делает сокровище для того, чтобы миловать [из-за этих заповедей и качеств] евреев.

Подобным же образом, человек должен исправить свое поведение по отношению к другим людям.

Качества Творца и раскаяние [↑]

Раби Кордоверо приводит 13 качеств милосердия по книге пророка Миха, но изначально они были даны Вс-вышним на горе Синай после греха с Золотым тельцом. Читаем в 34 главе книги Шмот: «6. И прошел Господь пред его лицом, и возгласил: Господь есть Господь, Сильный, Милосердный и Милостивый, Долготерпеливый и великий милостью и истиной; 7. Он хранит милость для тысяч, снимает вину и преступление и прегрешение, но без кары не оставляет; Он поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения».

Превечный показал Моше, как евреи могут заслужить своё прощение посредством раскаяния и возвращения к Б-гу и чтением Тринадцати Атрибутов Б-жественного Милосердия. Поэтому читают Тринадцать Атрибутов во все дни постов, а также при чтении слихот перед Рош а-Шана (а в некоторых общинах также в дни Раскаяния между Рош а-Шана и Йом-Кипур). Те, кто следуют нусаху Ари, читают это каждый будний день во время молитв Шахарит и Минха, за исключением тех дней, когда Таханун не читают.

Но одного лишь чтения Тринадцати Атрибутов — недостаточно. Без постоянного размышления о Качествах Творца мы, евреи, не можем выполнить наше предназначение, ведь мы должны не только служить Вс-вышнему, но и воспитывать в себе качества, присущие Творцу в Его проявлениях в мире.

Выводить материалы

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Даат Твунот 9. Создание зла и его границы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.

Дублированная реальность

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Тора не разрешает представлять Творца в виде Существа, обладающего какими-то человеческими или физическими свойствами. Но почему она сама так поступает?

Гади Поллак

Вода и камень. Две пошаговки