Оглавление
Обычай чтения Слихот [↑]
В дни месяца Элуль принято вставать в час утренней стражи (последняя треть ночи), собираться в синагогах и читать слихот («извинения») — тексты и молитвы, побуждающие к раскаянию. Эти тексты действительно завершаются просьбой о прощении. (Лейтмотив молитвы — Слах лану, «прости нам»).
Слово слихот происходит от слиха, извинение, просьба о прощении. Так называются тфилот (молитвы) и пиютим (специальные гимны религиозного содержания), в которых мы просим Всевышнего простить нас за наши прегрешения, избавить от несчастий и спасти еврейский народ. Обычно слихот читаются в дни общих постов, во время национальных бед и, главным образом, — в Элуле, месяце исправлений, месяце тшувы.
Слихот — тексты и молитвы, побуждающие к раскаянию
В ашкеназских общинах принято читать слихот в течение недели, предшествующей Рош аШана. Сфарадим читают слихот весь месяц Элуль.
Особые слихот читаются в Десять дней покаяния, Ямим-нораим (т. е. «грозные дни»), от Рош аШана до Йом Кипура.
Из чего состоят Слихот [↑]
Перед тем, как начать изучение истории Слихот, мы должны понять из каких частей они состоят, т. к. разные части датируются разными эпохами, и каждая имеет свою историю.
1. Перед Слихот читают молитву Ашрей.
2. Затем — Кадиш.
3. Потом произносят ряд псуким — стихи и отрывки из Торы, Пророков и Писаний (ТаНаХа).
4. Затем — слова молитвы.
5. Затем — «тринадцать атрибутов Милосердия».
6. И, наконец, то, что собственно называется слиха — молитва, которая обычно касается какой-то определённой темы или события.
Эти молитвы обычно зарифмованы и следуют определённому ритму, как поэмы. Первые буквы строф нередко образуют слова.
7. Произнесение «тринадцати атрибутов» чередуется с произнесением слихот.
8. После слихот произносится молитва о прощении (в конце которой открывают ковчег), 9. За ней следует видуй (перечисление грехов).
10. После этого произносят ещё несколько молитв о прощении.
11. И в самом конце — Кадиш.
Самая важная часть [↑]
Самая важная, центральная часть слихот происходит непосредственно из Торы.
Намек на необходимость читать слихот находим в книге Шмот, в недельном разделе Ки Тиса (см. книгу Шмот, 32:11-14 и 34:1-10): после того как Моше просил Всевышнего простить еврейский народ за грех Золотого Тельца, Всевышний приказывает Моше вытесать каменные скрижали и с ними подняться на гору Синай. Когда Моше выполнил это повеление, Всевышний явился ему на горе Синай: Он «прошел перед лицом Моше» и, открыл пророку 13 мидот (характеристик) Своего милосердия. Так Всевышний научил Моше произносить тринадцать атрибутов Милосердия (см. там 34:6-7, Таргум Йонатан, Сфорно). Это и есть источник, из которого мы узнаём о том, что надо просить прощения за грехи. И отсюда учат наши учителя, что Творец мира как бы показался наяву, выступив в роли того, кто, закутавшись в талит, совершает общественную молитву от лица всей общины. Тем самым Он открыл пророку Моше порядок чтения Слихот, центральная часть и которых и та основа, на которой строится вся литургия Слихот — молитва, перечисляющая все 13 способов проявления Всевышним милосердия, те самые Тринадцать атрибутов, которые приводятся в Торе
Мидраш поясняет, что, когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы выпросить прощение для евреев, был Рош Ходеш (первый день месяца) Элуль. И пребывал он на ней вплоть до Йом Кипура. Все эти дни евреи молились в своем стане, постясь и раскаиваясь. С тех пор месяц Элуль считается месяцем, удобным для исправлений, когда Всевышний особенно милостив ко всем, кто решил вернуться к Нему.
Возникновение литургии [↑]
Мидраш рассказывает, что первые слихот были составлены во времена царей. Публичные молитвы о прощении практиковались уже во времена царя Давида (IX в. до н. э. ). Об этом говорится в книге мидрашей Тана дэ-Вэй Элийагу Зута(23). Всевышний говорит Давиду, что евреи должны просить Его о прощении теми словами, которые Он раскрыл Моше: «Опечалился царь Давид, поскольку не знал, чем можно искупить грехи евреев. Сказал ему Всевышний: В час беды, пришедшей на Израиль из-за грехов, пусть встанут передо Мной в молитве, покаются в проступках, произнеся весь порядок слихот, — и Я прощу их».
Судя по всему, в то время ещё не было установлено определённое время для произнесения Слихот. Какие молитвы добавляли к «тринадцати атрибутам», тоже неизвестно.
Во времена последних пророков Эзры и Нехемьи (см. книгу Эзра 9:5-15) уже появились стандартизованные формы сочетания тринадцати атрибутов и других молитв о прощении. Речь идёт о времени возвращения из Вавилонского изгнания — в 4-ом веке до н. э. В эту эпоху члены Великого Собрания установили стандартную форму молитв, которой мы пользуемся и сегодня. Они же постановили произносить Слихот во время постов.
Ашкеназские общины читают слихот
с воскресенья перед Рош аШана
Как говорилось выше, восточные евреи начинают читать слихот со второго числа месяца Элуль и продолжают чтение вплоть до Йом Кипура. По обычаю европейских общин слихот начинают читать с воскресенья перед Рош аШана. При этом следят, чтобы это чтение продолжалось по крайней мере четыре дня. Поэтому, если Рош аШана приходится на понедельник или вторник, слихот начинают читать с воскресенья предыдущей недели.
Почему в утреннюю стражу? Ночь — это тьма, изгнание, грех. В последнюю стражу уже близок свет — время желанной молитвы. В эти часы Всевышний как никогда близок ко всем, кто призывают Его.
Почему с воскресенья? Из-за Первого дня Творения. Человек — цель творения. Поэтому работу по возвращению к Творцу полезно начинать в первый день недели, сразу после Субботы.
Почему по крайней мере четыре дня? Так поступали в Храме, когда готовили животное для жертвы: его проверяли в течение четырех дней. Считается, что на Суде, в Рош аШана, человек сам должен вознестись к Создателю. Поэтому постановили проверять себя (читать слихот) не менее четырех дней.
Я встал утром, чтобы благодарить Тебя, Б-г моей славы!
Стою этим утром, чтобы исповедать Тебе мои грехи.
Пусть в награду за мою службу будут даны мне в награду
Моя душа и мой народ. Вот единственная моя просьба.
(Отрывок из слихот)