Оглавление
Нусах — что это такое [↑]
Нусах — так называется определенный канон литургии, т.е. порядок и стиль служения, который сложился в разных еврейских общинах. Отличия в этих канонах-нусахах, прежде всего, касаются порядка чтения тех или иных фрагментов молитв, произношения, а также некоторых формулировок в молитвах: в нусахе одной общины могут говорить так, а в нусахе другой — так. Однако, во всех из них можно усмотреть единые правила относительно главных законов молитвы — каждый нусах отвечает этим правилам, и во всех нусахах есть единый «стержень», единый источник.
Основная причина появления различных подходов к нусаху — в том, что еврейский народ долгое время был разбросан по разным частям света, и с течением времени возникли разночтения в тех или иных местах молитвы. Были общины, которые приняли нусах в соответствии с одним мнением, а были общины, которые приняли иной нусах.
Какие нусахи существуют [↑]
Сегодня различают несколько распространённых нусахов.
Нусах Ашкеназ — нусах евреев-ашкеназов, выходцев из Восточно-европейских и германских общин, сегодня распространен в большинстве еврейских общин Израиля, Восточной Европы, а также во многих общинах Америки и Западной Европы.
Нусах Сефард (нусах Эдот аМизрах), он же нусах Сфаради — нусах евреев-сефардов из восточных общин, куда мигрировали потомки евреев, изгнанных из Испании в 1492 г. Впоследствии этот нусах переняло большинство евреев-выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Нусах Сфарад — нусах хасидских общин Восточной Европы. Не стоит путать с нусахом Сефард: хасидский нусах сложен на основе нусаха Ашкеназ, и сейчас большинство молящихся по нему — ашкеназы. Однако, в своей литургии они поменяли некоторые элементы молитвы в соответствии с мнением Аризаля, который, в свою очередь, в своих комментариях опирался на нусах сефардских общин.
Нусах Тейман (Йеменский нусах) — его сохранили потомки евреев-выходцев из Йемена, как следует из названия.
Нусах Ари — составлен по комментариям Альтер Ребе на основе хасидского нусаха Сфарад, распространен, в основном, в общинах хасидов ХаБаД.
Нусах Италия (минхаг Итальяни) — особый литургический канон евреев Италии: до последнего времени большая часть итальянских евреев не причисляла себя ни к ашкеназам, ни к потомкам сефардов, однако, надо сказать, что та территории Италии уже много лет мирно сосуществуют общины и тех, и других, и третьих.
Помимо этого, есть и несколько менее распространенные варианты литургий, например: нусах бухарских общин, нусах Рашаш, нусах хасидов Карлин-Столин и т. д.
По какому нусаху молиться [↑]
Очень часто у начинающих приближаться к еврейским традициям баалей тшува встает вопрос: на что обратить внимание при выборе нусаха молитвы?
Безусловно, хорошо, когда личный нусах совпадает с нусахом общины, в которой молится человек. Особенно важно это для ученика ешивы.
Однако, есть еще один интересный и важный момент, на который стоит обратить внимание при выборе нусаха.
Рав Моше Файнштейн, зацал(второй том «Орах Хаим», 24) пишет, что определенно, человек, чья семья молилась по нусаху Сфарад, но который привык молиться по нусаху Ашкеназ, может продолжать молиться по нусаху Ашкеназ. Рав Файнштейн аргументирует это так: предки всех ашкеназских евреев, в том числе и тех, которые молятся по нусаху Сфарад, когда-то (300-400 лет назад) молились по нусаху Ашкеназ.
С появлением движения хасидизма многие из хасидов заимствовали элементы из нусаха сфаради — нусаха сефардских евреев. И это стало называться «нусах Сфарад». В действительности это сочетание частично нусаха Ашкеназ и частично — нусаха сефардских евреев, который, в частности, приводит Рамбам в своей книге Мишне Тора (конец книги Аhава). Так как предки такого человека в любом случае молились по нусаху Ашкеназ, получается, что он возвращается к своей прошлой традиции. Так пишет рав Моше Файнштейн, зацал.