Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Зачем Б-г сотворил этот мир?

Смысл и цель Творения — каковы они? Этот вопрос волнует каждого думающего человека. Наши мудрецы открыли нам, что Вс-вышний сотворил этот мир ради человека, ради того, чтобы даровать ему высшее благо. Это высшее благо ожидает нас в Грядущем мире, а этот мир дан нам для того, чтобы мы могли честно заработать ожидающую нас награду — выполняя заповеди Творца и провозглашая Его величие.

Оглавление

Вопрос вопросов [↑]

Зачем Б-г сотворил этот мир? Это один из самых важных вопросов, ответ на которые должен выяснить каждый человек. Только если мы будем знать, ради чего Вс-вышний сотворил мир, мы сможем наилучшим образом выполнять свою функцию в этом мире.

Находясь в мире, мы, с одной стороны, видим этот мир движущимся своим чередом, по природным законам, и нам кажется, что он как будто не нуждается в Источнике и «присмотре» Свыше. С другой стороны, сознание человека и наблюдение за миром говорит ему, что во всём этом не может не быть глубинного смысла. Что существует закономерность, справедливость, замысел, что все происходит в согласии с глубокой мудростью и великой милостью. Осознав это, человек понимает, что должен искать этот смысл, согласовывать с ним свою жизнь, что в этом его задача в жизни и цель, ради которой он приведён сюда.

О смысле и цели Творения рассуждают и мудрецы Талмуда, и комментаторы, и каббалисты. Подробно говорится об этом в книге «Зоар» и в книге «Эц Хаим», содержащей Тайны Торы, полученные от великого Ари. Особенно много внимания этому вопросу посвятил Рамхаль в своих книгах «Дэрех а-Шем» и «Даат Твунот».

«Ибо мысли Мои — не ваши мысли…» [↑]

Но дано ли нам постичь замысел Творца? Сам Вс-вышний сообщил нам через пророка, насколько далеки мы от постижения Его замыслов (Йешая 55, 8-9): «Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, слово Всевышнего. Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших».

В чем состояла суть задуманного, в точности не знает никто — во всяком случае, пока не пришел Машиах — то есть пока этот замысел не реализовался. Но так как мир реально существует, мы можем утверждать, что у Б-га было и есть желание создать его, хотя мы и не в состоянии в точности постичь это желание.

Самостоятельно нам никогда не постичь смысла существования, сколько бы мы ни изучали мир, в котором мы живем. Ответ может прийти только извне. Если бы Творец не раскрыл нам цель творения, сами мы ее никогда бы не познали. Но еврейский народ удостоился того, что Вс-вышний дал ему Тору, из которой мы можем понять, в чем же смысл Творения этого мира и нас в нём.

Даровать благо [↑]

Цель Творения указывается уже в самом первом слове Пятикнижия: «В начале сотворил Б-г небо и землю». Что же является «началом»? Раши (Мидраш «Берешит раба», 1:1) пишет, что Тора называется «начало пути Его» (Мишлей, 8:22), а еврейский народ — «начало плодов Его» (Ирмияу, 2:3). А это значит, что мир был создан для того, чтобы существовал еврейский народ, изучающий Тору. Но этот комментарий требует объяснений.

Рамхаль в книге «Дерех а-Шем» разъясняет цель Творения следующим образом. Начинает он с того, что провозглашает: целью творения было воздать от Блага Творца другим. Не ради себя Творец создавал вселенную со всем разнообразием бытия, а ради нас, ее жителей. Создавая нас, Он не может исходить из собственных интересов, ведь поскольку Он безграничен и всемогущ, не нуждается ни в чем, а значит, создание Им людей было актом чистой любви, абсолютного альтруизма.

Для того, чтобы воздать, то есть дарить, нужен получатель. Вот почему Б-г создал человека. Человек — это такое существо, сама основа существования которого заключается в том, чтобы получать от Творца.

Стремясь доставить человеку максимальное удовольствие, даровать ему высшее благо, Б-г создал Мир Грядущий. Назначение Грядущего Мира — быть той особой сферой, где человек может получить самый прекрасный дар, ни с чем не сравнимое благо, каковым является Сам Творец. В Мире Грядущем человек испытывает близость к Б-гу, которая становится все ощутимее, пока не превращается в полное слияние, абсолютное единство с Ним.

Подачка или заслуженное приобретение? [↑]

Предоставить человеку блаженную близость к Творцу незаслуженно, без всяких усилий с его стороны означало бы навечно обречь его на стыд и унижение. В иудаизме существует концепция, известная под выражением наама дексуфа — хлеб стыда. Когда человек получает бесплатную подачку, он испытывает стыд и беспомощность.

Поэтому Б-г создал этот физический мир, цель которого — помочь нам заработать свою долю в Мире Грядущем. Здесь, в этом мире, человек свободно трудится по своей воле и желанию, ему дана возможность стремиться к личному совершенству, заложить базу для своего будущего существования в Мире Грядущем. Наш мир полон проблем. Таким он и бы задуман, его цель — предоставить человеку широкое поле для раскрытия своего потенциала. Средствами раскрытия служат проблемы этого мира и наша свободная воля, которая помогает определять и преодолевать эти проблемы.

В этом мире мы трудимся и зарабатываем, а в следующем мире получаем награду, наслаждаемся результатами своего прижизненного труда. Наш земной труд необходим для того, чтобы потом не пришлось стыдиться незаслуженных подарков.

Но почему же Творец не создал нас такими, чтобы мы могли просто и без стыда радоваться его безвозмездным и щедрым дарам? Почему Он подвергает нас испытаниям в этом мире, всевозможным несчастьям и соблазнам?

Если бы мы получали жизнь и удовольствие пассивно, не прилагая никаких усилий, чтобы их заслужить, то мы бы вообще не испытывали близость к Творцу. Загадка нашего существования заключается в том, что мы созданы бецелем Элоким — по образу Вс-вышнего.

Будь человек пассивным существом, лишенным свободной воли, он был бы абсолютной противоположностью Творцу, а не Его подобием: Он — Творец, мы — творения; Он — контролер, мы — контролируемые; Он — даритель, мы — получатели. Такая схема безмерно отдалила бы нас от Вс-вышнего. В том и состоит секрет единства Творения: Б-г и существа, которых Он создал по своему образу, должны взаимно отражать друг друга. Мы отражаем Его, мы очень похожи на Него. В этом же скрыт потенциал нашего сближения с Ним. «Хлеб стыда» унизителен именно тем, что он создает ощущение отстраненности от Б-га.

Исполнить желание Вс-вышнего [↑]

О том, как нам зарабатывать уготованное в Грядущем Мире высшее благо, Творец дал нам подробные указания: Устную и Письменную Тору. Мы понимаем, что если Вс-вышний сообщил, чего Он хочет от нас, значит, исполнение этого Его желания и будет нашим воздаянием и благодарностью Ему, провозглашением Его величия, уважением к Нему.

И тогда, если человек решает начать исполнять во всем Волю своего Творца, происходит удивительное. Ведь теперь его желание что-то сделать для Вс-вышнего, служить своему Творцу, соединяется с желанием Самого Творца одарить его благом. Ведь настоящее благо и задача всего Творения — приближение к Творцу, к Его совершенному, бесконечному и истинному Благу.

В служении Вс-вышнему, в желании быть для Него, человек идёт к этой близости, которой ожидает и желает Творец, чтобы одарить Своим благом. «Я для Друга моего, а Друг мой — для меня…» —говорится в Песни Песней (6:3). Вс-вышний создал мир для нас, а мы созданы для Вс-вышнего.

Итак, мир сотворен ради человека, а высшее предназначение человека состоит в том, чтобы полностью соответствовать замыслу Б-га в том виде, как он открыт людям. О том, как именно воплотится этот замысел, мы сможем узнать только после прихода Машиаха, когда все народы узнают о Б-ге, и на Земле установятся вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.

Выводить материалы

Зачем созданы вши?

Рав Бенцион Зильбер

…и многие другие?

Даат Твунот 9. Создание зла и его границы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.

О роде человеческом

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»

Глава из книги «Дерех Ашем», часть «Об основах мироздания». О роде человеческом

Ликутей Амарим — Тания. Глава 36

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Цель сотворения мира - создание Ему, благословенному, жилища в нижних творениях. От покорения стороны ситра ахара возникает радость наверху. Завершение цели сотворения мира будет достигнуто с приходом Машиаха.