Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Психологические травмы, Помощь родителям
Крик о помощи. Шалом. Я ухаживаю за престарелым отцом. Он бывает очень трудным. Признаюсь, иногда я думаю, чтобы он поскорее умер. Вместо него неделю назад умерла моя любимая собака. Это я спроецировала смерть отца на собачку? Помогите, я в ужасном состоянии. N.
Уважаемая N.,
Во-первых, позвольте сказать: конечно, не надо желать смерти близким, но иногда человек, который ухаживает за престарелыми родителями, испытывает желание, чтобы всё уже закончилось, и это не является чем-то ненормальным или патологическим.
А потому за эти ощущения Б-г не взыскивает. И думаю, не нужно пугать себя тем, что смерть Вашей любимой собаки явилась следствием Ваших мыслей.
Вообще, иудаизм не считает, что человека наказывают за мысли, если они не сопровождаются запрещенными действиями. А Вы, наоборот, действовали самым достойным образом — ухаживали за отцом и старались помочь ему.
Поэтому, думаю, Вы можете с чистой совестью забыть о мыслях, что собака, не дай Б-г, пострадала из-за Вас, и позволить себе оплакать уход любимого существа.
Кроме того, молитесь, чтобы, пока отец здесь, Всевышний облегчил его состояние, дал ему более легкую старость и чтобы уход за ним не был так тяжел для Вас.
Постарайтесь поддержать себя с помощью какого-то отдыха от забот об отце и даже — развлечений. Они абсолютны и необходимы, даже когда Вы видите страдания отца и в душе, как у многих, проскальзывают мысли: как я могу получать удовольствие от жизни в тот момент, что…
Но, с точки зрения иудаизма, это неправильный подход. Всё, что сделает эту нагрузку по уходу за больным для Вас легче, — это то, что Вы должны делать. Чтобы Вы могли выполнять ту святую обязанность, которую Вы взяли на себя, и не сломаться от этого.
С уважением и пожеланием сил на нелегкую, но великую заповедь, которую Вы выполняете, Ципора Харитан
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.