«И сказали: мудр народ великий этот» (4:5). Праведник, которого называли «Дедушка из Кельма», задался вопросом: львиная доля заповедей, которые исполняют евреи, является иррациональной. Почему же окружающие народы хвалят народ Израиля именно из-за соблюдения им этих понятных одному Б-гу повелений? Дело в том, что именно благодаря исполнению воли Творца достигается благоприятный эффект. Евреи обязаны своим морально-этическим состоянием именно исполнению заповедей — недаром Ахад а-Ам, один из идеологов сионизма, человек нерелигиозный, сказал: «Больше, чем евреи соблюдали (в ивритском оригинале — хранили) субботу, суббота хранила евреев».
Как-то раз раввина Галинского пригласили выступить перед заключенными тюрьмы в Рамле. Перед лекцией начальник тюрьмы похвастался бюджетом, который совсем недавно был выделен этому пенитенциарному учреждению.
Р. Галинский улыбнулся: «Знаете, о чем я вспомнил, услышав ваши победные реляции? В одной стране, в одном захолустном городе был опасный перекресток, на котором часто происходили ДТП. Пока приезжала «скорая», пока раненых отвозили в больницу, многие из них умирали. На каком-то этапе вмешалось правительство — напротив перекрестка решили создать специальный пункт экстренной помощи со всем необходимым оборудованием».
Начальник тюрьмы понимающе кивнул. Раввин продолжил: «Был опубликован тендер, начался поиск подрядчиков и субподрядчиков. Примерная стоимость строительства пункта — миллион долларов». Начальник тюрьмы еще раз кивнул. Р. Галинский улыбнулся: «Однако никому не пришло в голову использовать сотую часть этой суммы, чтобы установить на перекрестке светофор. Тора — это наш, еврейский светофор. Вместо того, чтобы строить более укрепленные тюрьмы, следует учить людей еврейской этике, поощрять их исполнять заповеди».
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.