Темы: Муж и Жена, Взаимопонимание, Виктория Фридман, Общение супругов
Шалом. Муж, не желая того, обидел свою жену. Но при этом, видя, что она расстроилась, и он из-за этого расстроился прямо до слез. Может ли в данном случае жена видеть слезы мужа? Или мужу ни в какой ситуации при жене нельзя показывать свои слезы? Тода раба. Н.
Уважаемый Н.!
Из Вашего вопроса видно, что Вы — любящий и чувствующий свою жену муж. Честно говоря, прочтя Ваше письмо, я растерялась. Мне никогда не приходилось слышать о галахических запретах на слезы в чьем-либо присутствии. Насколько я понимаю, таких запретов нет. Так о чем же вопрос?
Потом я подумала, что, говоря «нельзя показывать свои слезы», Вы, может быть, имели в виду — не стоит, не подобает. Тогда Ваш вопрос приобретает другой смысл: должен ли муж всегда представать перед женой неким сверхчеловеком?
Поскольку никто из нас сверхчеловеком не является, получается, что нечто такое — железное и непоколебимое — муж должен изображать. Так вот, я уверена, что не должен. Я уверена, что каждый из нас: и мужчины, и женщины, и дети — должны по мере сил преодолевать свою растерянность, слабости, раздражение, усталость, беспомощность, взрывы негативных эмоций и всякое такое. И при этом оставаться самими собой, потому что без этого никакая близость между людьми невозможна.
Ну подумайте сами: муж обидел жену. Это уже проявление слабости. Человек внутренне сильный сумел бы такого избежать. А тут — чего-то не понял, или не предусмотрел, или не сдержался. Так чего уж изображать совершенную неуязвимость? И стыдиться слез? Вместо этого стоит помириться и попросить прощения.
А вот чего точно нельзя делать — создавать такие ситуации постоянно. Чтобы не превратиться в обидчика и плаксу в одном лице.
С уважением, Виктория Фридман
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.