Темы: Ципора Харитан, Женщина, Муж и Жена, Депрессия, Молитва, Различия в духовном уровне, Материнство
Добрый день. Вот уже несколько лет я живу с полным ощущением присутствия Творца. Я, но не мой муж. Я старалась показать ему плюсы жизни по Торе, давала читать книги и так далее, но все напрасно. Говорит: что я могу поделать, если я не «вижу» Ашема, не могу заставить себя верить…
И вот перед Рош Ашана у меня отчаяние: даст мне Ашем еще один год? Но ведь мы не живем так, как Он хочет, так зачем этот год… Про рождение еще детей думаю: зачем? Ведь не смогу дать им настоящее еврейское воспитание, муж будет против даже кипы, так зачем рожать?
Мысли вроде «нужно больше молиться» не помогают, т. к. уже много лет молюсь и надеюсь, но в душе мужа ничего не меняется. Невозможно поменять его голову и заставить верить…
Если принять, что с мужем ничего не изменится, то — что делать мне и как принять мысль, что не исполняю свою миссию — быть помощью мужу в еврейской жизни? Спасибо за ответ, и Шана Това (хорошего года). N.
Уважаемая N.,
Нет места отчаянию, не дай Б-г. И не надо думать, что Всевышний отнесется к Вам плохо потому, что Вашему мужу тяжело принять религиозные идеи.
Может быть, можно договориться с мужем так: Вы на него совершенно перестаете «давить», но имеете право начать сама соблюдать какие-то мицвот. То есть, к примеру, Вы зажигаете свечи и накрываете себе субботний стол, а он может в этом не участвовать. Идти к друзьям, смотреть телевизор, сидеть за компьютером и т. д.
Я видела уже не одного мужчину, которого вкусные блюда, аккуратно накрытый стол и зажженные свечи постепенно соблазнили принять участие в таком «романтическом ужине». Если такое случается, нужно очень сильно поблагодарить и ни в коем случае не придавать этому характер «программы по приучению к иудаизму».
Для Вас же это будет субботней трапезой. Вы изумитесь, сколько по-настоящему религиозных пар начинали примерно так. Это может быть и что-то другое, что, как Вам кажется, не будет чересчур тяжело для мужа. А правило здесь очень простое: тьму не изгоняют палками, чтобы ее прогнать, достаточно зажечь даже маленькую лампочку.
Не думаю, что главная проблема в религии для Вашего мужа — философская. Принять существование Всевышнего означает для него: принять на себя множество ограничений, в которых он совсем не заинтересован.
А когда оказывается, что здесь могут быть и приятные стороны, то постепенно и очень медленно человек начинает втягиваться. И вот здесь и есть Ваша главная миссия перед Рош а-Шана: подыскать приятную и выражающую любовь «приманку» для мужа.
Не всегда «приманка» срабатывает сразу, но можно попробовать другую. А вот если Вы отчаетесь, тогда у продвижения не будет действительно никаких шансов, кроме чуда. Поэтому успокойтесь, помолитесь Всевышнему, чтобы Он Вам «подбросил» удачные идеи и помог их удачно осуществить, чтобы они работали в положительном направлении.
С уважением и пожеланием успеха и хорошего года, Ципора Харитан
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.