Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Катастрофа, Йехезкель Ляйтнер, Советский Союз, КГБ
Первыми жертвами коммунистов стали 200 тысяч евреев с захваченных русскими польских территорий.
Вскоре после того, как Красная Армия укрепила свои позиции в Восточной Польше, русские обнародовали заявление, обращенное непосредственно к еврейскому населению, которое оказалось у них в заложниках. Всем, живущим в оккупированной Советами зоне, запрещалось передвижение за пределы установленных границ. Однако до полного присоединения восточных польских земель к Советскому Союзу желающим воссоединиться с родствениками в США и Палестине разрешалось выехать в эти страны. У какой еврейской семьи не было родных в Америке или Палестине! В крайнем случае их всегда можно было придумать. Лишь бы избегнуть нищенского прозябания под коммунистическим игом. Евреи толпами кинулись за разрешениями на выезд, и русские едва успевали составлять длинные списки желающих.
Спустя шесть недель военные власти объявили о введении для гражданского населения комендантского часа на всей оккупированной территории и назначили дату учений своих военно-воздушных сил. Для этого было приказано повсюду провести светомаскировку. В ту самую ночь, когда жители, выполняя приказ, занавесили окна, сотрудники НКВД, прочесав затемненные районы Белоруссии и Галиции, арестовали всех, кто ходатайствовал о выезде. Списки эмигрантов превратились в черные списки убежденных врагов коммунистического режима. Около 200 тысяч ничего не подозревающих евреев были подняты прямо из постелей. Им дали всего несколько минут, чтобы собрать пожитки, и отконвоировали в уже поставленные под погрузку вагоны. К утру новоявленных политических заключенных повезли прямо в Сибирь.
Не найти слов, чтобы передать стенания и слезы людей, на которых нежданно-негаданно свалился весь этот кошмар. Без зимних теплых вещей евреи были полностью беззащитны перед суровым сибирским климатом. В ледяной пурге при страшных морозах они погибали тысячами. К тому же мужей и жен, женихов и невест часто разлучали, заставляя в одиночку, нередко за тысячи миль друг от друга, переносить муки рабского труда. Таким образом, ссыльным было отказано даже в человеческом участии и поддержке их родных и близких. Это просто чудо, что примерно шестидесяти процентам ссыльных все же удалось выжить, хотя ни души, ни тела их не были готовы к таким испытаниям.
Кто в те трагические дни мог себе представить, что спустя всего полгода этих несчастных будут считать счастливчиками, что им будут завидовать! А завидовали им евреи, попавшие под нацистское иго. Вывезенным в Сибирь и вправду повезло: им удалось избежать трагически известных во всем мире немецких лагерей смерти, которые были выстроены и на территории Польши.
Так Святое Провидение превратило жертвы одной из самых ужасных трагедий в объект зависти.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»