Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Народы мира, Йехезкель Ляйтнер, Опасность, Спасение жизни, Вторая мировая война
Итак, Шанхай в бешеном темпе готовился к осаде. 'А тем временем на другом конце земного шара под руководством неутомимого, всегда готового пожертвовать собой досточтимого рабби Авраама Калманови-ча делалось все возможное, чтобы спасти беженцев. Рабби Калманович обратился в Государственный департамент США, к американскому и советскому правительствам, к королю Швеции — ко всем, кто мог выручить из беды общину евреев. Россия сразу же отказала в помощи, сославшись на то, что в условиях военного времени не может вывезти в Европу столь большое количество людей. Такой ответ представлялся неискренним: линия фронта, на которой воевала Красная Армия, пролегала за тысячи миль от Сибири и к тому же неудержимо сдвигалась на запад. Однако открывшееся вскоре мощное наступление русских в Манчжурии и других стратегически важных районах Азии в какой-то степени объяснило многое.
Шведский король Густав V, с другой стороны, не ограничился лишь согласием предоставить беженцам территорию своей страны. С истинно монаршим благородством он дал указание своему послу в Шанхае “не щадить усилий” для оборудования принадлежащей посольству земли под надежное убежище нуждающимся. По приказу короля было куплено несколько соседствующих с посольством домов и над ними поднят шведский флаг. На крышах и стенах этих зданий появился национальный герб Швеции, чтобы летчики и артиллеристы обеих противоборствующих сторон видели: эти сооружения пользуются правом неприкосновенности, поскольку принадлежат нейтральному государству. По плану короля дома должны были распахнуть свои двери перед еврейскими беженцами, как только война подступит к Шанхаю. А до тех пор лишь руководящие сотрудники шведского посольства и несколько лидеров общины знали, с какой целью далекая европейская страна обзавелась в Китае еще несколькими зданиями.
Однако случилось так, что евреям не пришлось войти в этот Ноев ковчег, чтобы выбраться из ада смерти. Атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, остановила войну и, тем самым, спасла жизни многим будущим лидерам мирового еврейства.
Когда весть о полной капитуляции Японии достигла Шанхая, его жителей охватила неописуемая радость. В разгар лихорадочной подготовки к кровавой битве, в преддверии величайших испытаний и, возможно, смерти эта новость вмиг оборвала тот кошмар, в котором жили миллионы людей.
Радостное известие, прилетевшее к шанхайцам, было настолько неожиданным, что люди не могли сдержать слез. Многие евреи пели традиционный Аллель — хвалу Всевышнему, Хозяину человеческих судеб. Родные, друзья, да и просто незнакомые люди обнимались, целовали друг друга, не зная как еще выразить свое счастье. Однако мало кто пока понимал, что подошел к концу самый черный период еврейской истории.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти