Из цикла «На тему недельной главы», темы: Гидон, Недельная глава, Рав Ицхак Зильбер, Шофтим, Ешива, Лев Кацин, Любовь к ближнему
Каждый, кто впервые приходил в иешиву «Двар Иерушалаим» к раву Ицхаку Зильберу удивлялся: почему уважаемый раввин допускает «этих учеников» к себе на урок? Конечно же, на его уроках можно было найти много людей духовных, но были и такие, которых не принял бы никто другой. Рав Ицхак относился с огромным уважением и любовью ко всем своим ученикам: способным и не очень, заинтересованным в учебе и безразличным. При этом каждый ученик считал рава Ицхака не только своим учителем, но и духовным отцом, искренне веря, что является самым любимым его сыном. Даже когда ученик оставлял иешиву, рав продолжал по-отцовски заботиться о нем.
Один из учеников рава ушел из иешивы и устроился на работу, но рав Ицхак знал, что тот не сможет вовремя утром встать. И каждое утро рав Зильбер садился в автобус и ехал на другой конец Иерусалима, чтобы его ученик не потерял работу.
Люди часто просили рава Ицхака стать гарантом их ссуды, и он никогда не отказывал. Многие считали рава Ицхака наивным, мол, он не видит недостатков в других. В действительности же он был великим педагогом, который умел закрывать глаза на недостатки и раскрывать скрытые достоинства даже в самых трудных учениках.
Шли годы, сложные ученики, впитав уважение и любовь учителя, раскрывались, превращаясь в достойных людей, с гордостью повторявших: «Я ученик рава Ицхака!»…
«В тот момент, когда ты принимаешь ученика, он становится частью твоей семьи, — наставлял меня глава иешивы Филадельфии рав Элья Швей в момент открытия еврейской школы “Синай Академи”. — Даже если он становится “угрозой” для других учеников, и ты вынужден исключить его из школы, не “выбрасывай” ученика на улицу, а постарайся перевести его в другую иешиву». На протяжении последних двух десятилетий моей обязанностью стало не только принимать в школу, но, к сожалению, иногда и исключать учеников. Не будет преувеличением сказать, что за эти годы я научился проявлять больше терпения, видя, как это оправдывает себя. И зачастую самые сложные ученики исправлялись и становились самыми лучшими. С другой стороны, я наблюдал и то, насколько разрушительным может оказаться для ребенка исключение из еврейской школы…
… Когда Хофец Хаим холодно поприветствовал одного меламеда, тот удивился. Тогда Хофец Хаим спросил: «Не ты ли выгнал из своего хедера Лейбу Бронштейна, который стал… Львом Троцким?»…
И все же, иногда исключение из школы становится болезненной, но необходимой мерой, призванной предотвратить отрицательное влияние на других учеников. В этой связи часто приводят рассказ о том, как добрый Авраам выгнал из дому Ишмаэля из-за того, что тот угрожал Ицхаку. Отсюда правило: «Можно терпеть трудного ребенка все то время, что он не “разрушает” других». Мы не можем быть бесконечно терпеливы к тем, кто угрожает другим. Нельзя допускать, чтобы наше милосердие к одним оборачивалось жестокостью к другим.
Однако помня историю Авраама и Ишмаэля, не следует также забывать историю Ицхака, который не выгнал из своего дома Эйсава, а продолжал любить его, стремился благословить, надеясь на его исправление.
Эти две истории не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Авраам видел, что взрослый уже Ишмаэль действительно угрожает младшему брату, Ицхаку, в то время как Ицхак считал, что находящийся «в поле» Эйсав не представляет угрозы для «сидящего в шатре» и изучающего Тору близнеца Яакова. Вывод в том, что в каждом конкретном случае необходимо анализировать ситуацию и принимать решение. И все же, что важнее замечать, недостатки или достоинства?
На мой взгляд, главная задача директора школы — быть защитником учеников, помогать учителям открывать в своих воспитанниках достоинства и таланты… Ведь в конце концов Авраам вступил в спор со Всевышним, защищая город негодяев Содом, а Моисей просил прощения за евреев после греха золотого тельца. Быть защитником народа, а не прокурором, является необходимым качеством лидера, писал рав Авраам Пам, комментируя нашу недельную главу.
«Судей… поставь себе во всех вратах твоих… чтобы судили народ судом праведным» (Дварим, 16:18).
Что означают слова «праведный суд»? Слово «цедек» происходит от милостыни, милосердия — «цдака». Судьей мог стать тот, кто обладал милосердием и умел находить достоинства в людях! — объясняют мудрецы (Мидраш Танхума).
Конечно, судья должен был быть знатоком Торы, понимать семьдесят языков, чтобы на суде обходиться без переводчика, быть праведником, который ни при каких обстоятельствах не возьмет взятки. Но почему судьей не мог быть тот, кто не имел детей? Лишь воспитывавший непослушных подростков отец мог научиться терпению и стать не только справедливым, но и милосердным судьей!..
Спустя два столетия после того как еврейский народ вошел в Израиль под предводительством Иегошуа бен Нуна, евреи начали грешить, и «Всевышний отдал их в руки мидьян…» (Судьи, 6:1). Когда под гнетом врагов народ воззвал к Небесам, то посланник Всевышнего предстал перед Гидеоном: «Всевышний с тобой, герой! И сказал Гидеон: “Если Всевышний с нами, то почему нас постигло все это? Где Его чудеса, о которых нам рассказывали наши отцы, говоря, что Всевышний вывел нас из Египта? А теперь нас покинул Всевышний и отдал в руки мидьян!” И обратился к нему Всевышний и сказал: Иди с этой силой твоей, и ты спасешь Израиль!» (Судьи, 6:14).
Всевышний мог разгневаться на претензии Гидеона, но, вместо этого, назначил его главой войска: «Иди с этой силой твоей, и ты спасешь Израиль!» О какой силе идет речь? О силе духа Гидеона, благодаря которой он встал на защиту своего народа! «Если Ты вывел наших отцов из Египта, потому что они были праведниками, то за их заслуги спаси и нас сегодня! — объясняет Раши слова Гидеона. — Если же Ты вывел наших отцов из Египта, несмотря на то, что они были грешниками, то спаси и нас, грешников, сегодня!» Настоящая сила лидера заключается в великом искусстве видеть достоинства людей и заступаться за них!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти