Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Эрув Тавшилин, Еврейские праздники, Йом тов, Реувен Пятигорский
Приближается праздник Шавуот. В связи с этим самое время вспомнить законы, связанные с праздниками еврейского года.
Написано в Торе про праздники (Ваикра 23:21): «И объявите в этот день: священное собрание будет у вас. Никаким делом не занимайтесь — (таково) вечное положение для всех ваших поколений во всех ваших поселениях».
В отличие от Субботы, про которую сказано: «Никакой работы (коль млаха) не делайте» (там же 23:3), относительно праздника (йом-тов) Тора говорит: «Никаким ремеслом (коль млехет авода) не занимайтесь». Отсюда мы учим, что в праздник разрешена работа, связанная непосредственно с нуждами дня; как сказано: «Только то, что служит пропитанием для живого, может быть сделано вами». Любой остальной труд запрещен в праздник так же как в Субботу.
Несмотря на то что в праздник разрешено выполнять работы для нужд этого дня, все же запрещено делать в праздничный день те работы, которые можно было сделать накануне, заранее. Так, в сам праздник можно месить тесто, печь, варить и т.п., потому что еда, приготовленная накануне, несколько теряет во вкусе и менее ценится, чем свежая. Однако безусловно запрещено в праздник то, что можно сделать без ущерба накануне, например: удить рыбу, жать зерно, молотить, молоть, просеивать и т.п.
Работы, необходимые для функционирования тела, можно делать в праздники, например: согреть воду, для того чтобы вымыть лицо, руки и ноги, зажечь свечу для освещения, развести огонь для обогрева. Все это можно считать «пропитанием для живого».
Все работы, разрешенные в праздник, можно делать только для нужд праздника. Категорически запрещено их делать для нужд завтрашнего дня. (Если следующий за праздником день — Суббота, то для того, чтобы иметь возможность в праздник готовить на Субботу, надо заранее сделать эрув тавшилин; впрочем, можно сварить много еды на один раз так, чтобы осталось и назавтра.)
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»