Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Если Йом-Тов выпал на канун Шаббата, запрещено печь или варить на Шаббат в специально предназначенной для Шаббата посуде, кроме как с помощью эрув тавшилин, который делают накануне Йом-Това. Как его делают? Человек должен взять какое-нибудь вареное или жареное блюдо, которое едят с хлебом, а также хлеб, и произнести благословение: «…освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь об эруве»; после этого произносится следующий текст: «Благодаря этому эруву будет позволено нам печь, и варить, и сохранять пищу горячей, и зажигать огонь1, и приготовлять все необходимое с Йом-Това на Шаббат». Эта фраза произносится по-арамейски (или на иврите); если же человек не понимает этих языков, пусть произнесет на том языке, который он понимает.

2. Блюдо, которое берут для Эрув тавшилин, должно быть таким блюдом, которое едят с хлебом, как мясо, рыба и яйца; но блюдо, которое не едят с хлебом, не годится в качестве Эрув тавшилин. Минимально необходимое количество кушанья — ке-заит; а хлеба — ке-бейца. И следует взять хлеб и кушанье получше, чтобы выполнить заповедь красиво. И также хлеб должен быть целым, и на него произносят благословение на хлеб в третью трапезу, чтобы выполнить правило: «вещь, с помощью которой была выполнена одна заповедь, следует использовать для выполнения другой заповеди».

3. Эрув тавшилин помогает только разрешить готовить в Йом-Тов то, что нужно на Шаббат, пока еще не наступило вечернее время, то есть, когда осталось еще время в сам Йом-Тов, так что, если бы к хозяину пришли гости, которые сегодня еще не ели, они успели бы в этот же Йом-Тов поесть и воспользоваться таким образом результатами его труда в Йом-Тов; но если в Йом-Тов совсем не осталось времени, чтобы воспользоваться результатами труда в Йом-Тов, Эрув тавшилин не помогает2. И поэтому принято, если Йом-Тов выпадает на канун Шаббата, читать вечернюю молитву Шаббата, пока еще не наступил вечер, чтобы все поторопились закончить. Блюда же, которые хранят на Шаббат в горячем виде, необходимо прятать, пока еще не настало вечернее время, чтобы они успели до сумерек приготовиться по крайней мере на треть.

4. Эрув тавшилин разрешает печь и варить только в канун Шаббата; если же Йом-Тов выпал на четверг и на пятницу, запрещено варить или жарить в четверг на Шаббат.

5. Необходимо, чтобы та еда, с помощью которой сделан Эрув тавшилин, существовала все то время, пока человек готовится к Шаббату. Если хлеб из Эрува пропал или был съеден, в этом нет ничего страшного, и все равно разрешается даже печь. Если же пропало или было съедено само блюдо, то, если от него осталось хотя бы ке-заит, также ничего страшного; но если ке-заит не осталось, хозяину этого эрува теперь запрещено готовить, так же, как если бы Эрув тавшилин вообще не был сделан.

Как же поступить тому, кто не сделал Эрув тавшилин? Если он не вспомнил об этом до окончания утренней трапезы, а в том месте, где он живет, нет другого еврея, который бы сделал Эрув тавшилин, тогда этому еврею разрешается испечь один хлеб, сварить одну кастрюлю еды и зажечь одну свечу на Шаббат3. Если же он вспомнил об этом до того, как начал готовить на утреннюю трапезу, ему разрешается варить все, что ему нужно на Йом-Тов, в больших кастрюлях, чтобы осталось и на Шаббат. Если же в этом месте есть другой еврей, который сделал Эрув тавшилин, пусть тот, кто не сделал, отдаст ему в подарок свою муку, свое мясо и все, необходимое для трапезы, а тот приобретет все это «покупкой поднимания» (процедура, определенная в талмуде для формального вступления во владение движимым имуществом — перев.), а после этого будет варить или печь свое, даже в доме того еврея, который не сделал Эрув тавшилин.

6. Всякий глава семьи должен сделать для себя Эрув тавшилин. И также незамужняя женщина, если она умеет это делать, должна сделать Эрув тавшилин для себя сама, а не полагаться на тот Эрув тавшилин, который сделают городские раввины. Человек же, который физически не смог сделать Эрув тавшилин, или который сделал Эрув тавшилин, а кушанье, которое он использовал для этого, пропало — если в городе есть кто-то, кто делает Эрув тавшилин для всех жителей этого города (то есть уступает всем жителям города свое кушанье и свой хлеб, как описано в «Шульхан Арухе»), — может положиться на этот Эрув тавшилин. Но если человек поленился сделать Эрув тавшилин или решил положиться на Эрув тавшилин, сделанный городским раввином, ему этот эрув не помогает, и к нему относятся законы, приведенные выше, в параграфе 54.

7. Если Йом-Тов выпал на четверг и пятницу и человек вспомнил в четверг, что не сделал Эрув тавшилин, он может сделать его сегодня и произнести на него благосовение5, а после этого пусть произнесет следующее: «Если сегодняшний день имеет святость Йом-Това, я не нуждаюсь в Эрув тавшилин, а если сегодняшний день не имеет святости, то благодаря этому эруву…». Однако в Рош а-Шана так делать запрещено (см. выше, глава 89, параграф 2).

 


1 Некоторые говорят, что следует вставить еще «и выносить (из владения во владение)». Если человек собирается резать скотину в Йом-Тов, хорошо было бы ему вставить и это тоже.

2 А в тяжелой ситуации во второй Йом-Тов можно разрешить пользоваться Эрув тавшилин и в это время дня. А может быть, можно разрешить это и в первый Йом-Тов (если он выпадает на канун Шаббата).

3 И можно полагать, что разрешено испечь такой большой хлеб и сварить такую большую кастрюлю еды, какие нужны на весь Шаббат, только не больше. Что касается свечи, некоторые разрешают зажечь столько, сколько нужно. Если же это возможно, правильно было бы уступить свечи кому-то еще (как будет объяснено ниже), чтобы он зажег для него, или удовольствоваться одной свечой.

4 Некоторые же говорят, что человек имеет право не делать своего Эрув тавшилин, положившись на эрув, сделанный городским раввином. И, возможно, если человек уже не сделал Эрув тавшилин, ему разрешается положиться на это мнение, чтобы он мог выполнить заповедь «радости Йом-Това» (однако тот, кто всегда делает Эрув тавшилин для себя и несколько раз забыл это сделать, не должен полагаться на общегородской эрув).

5 Некоторые же говорят, что произносить благословения не следует.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?