2 марта 2020 года, темы: Харедим, Выборы, Политика, Рав Ашер Кушнир, Государство Израиль
Вопрос: «А чего вы, харедим, в политику лезете и участвуете в выборах? Мне кажется, что без этого получили бы больше и только бы выиграли».
Ответ: Вы удивлены. Как так, «харедим» участвуют в выборах? Но если бы они не участвовали, то, скорее всего, Вы бы их обвинили в противоположном «преступлении», а почему вы не участвуете в политической жизни страны и т. д.?
Но по сути Вы правы, истинно религиозный человек далёк от политики и любое занятие ею претит ему. Более того, самая идея политической деятельности претит духу Торы. У нас испокон веков управление осуществляется не случайными и ловкими «кандидатами», которым удалось убедить массы проголосовать за них, а умудрёнными опытом старцами, мудрецами данного поколения.
Так как же получилось, что «харедим» участвуют в выборах? Ответ прост, кто не участвует в выборах, не существует! Кто не заявляет о своём существовании — того просто вычёркивают из списка и всех бюджетов. То есть, участие или не участие в выборах отражается на критически важных составляющих нашей жизни.
Если одна из партий проиграет, то принципиально это не изменит их жизнь, их дети продолжат ходить в ту же школу, социальная служба останется той же и т.д., то есть не будет ничто угрожать им коренным образом. Но если мы не пойдём голосовать, то нас попросту ограбят. Ведь платить все виды налогов должны, а вот получать из этого по надобности — это «вымогательство»! Более того, несмотря на участие в политике, дискриминация, которая существует в Израиле по отношению к религиозным евреям, — беспрецедентна. Каждый, кто захочет удостовериться, может убедиться. Пройдитесь по государственным школам с их классами, библиотеками, залами для спорта и культработы и для сравнения посетите караваны и подвалы, где наши дети учатся, тогда поймёте, о чём идёт речь. И без участия в выборах даже этого бы не имели. А если где-то и есть здание школы с нормальными условиями, оно всецело построено на пожертвования частных лиц.
Есть ещё причины, скрытые, менее понятные. Когда спросили Хазон Иша, на чём он основывался в своём решении, указал на РАМБАНа, в конце главы «Бо»: «И отблагодарят Творца за то, что Он их сотворил, и объявят об этом, и скажут перед Ним — мы творения Твои…» Добавил Хазон Иш: выборы для нас — чтобы стало известно и открыто всем, сколько есть евреев в Израиле, которые идут по пути Торы и живут по Шулхан Аруху.
То есть, сами выборы имеют смысл. И идём голосовать не затем, чтобы голосовать за этого кандидата, а за этого нет, и даже не за свою партию, а потому, что когда начинают подсчитывать голоса, выясняется, кто за Б-га! Чем больше голосов, тем больше «кидуш ха-Шем» — прославление Творца.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»