Темы: Харедим, Традиция, Александр Айзенштадт
Наверное, вы слышали о существовании ультроортодоксальных евреев. А может быть, даже знаете, что они относят себя к разным религиозным течениям, сформировавшимся внутри общей еврейской традиции: сефардам и ашкеназам, хасидам и меснагидам. Возможно, вы видели их в Израиле, Америке или Европе в черных шляпах или меховых штраймлах, длиннополых сюртуках или просто строгих темных пиджаках. Одежда ультроортодоксальных женщин также имеет свои особые признаки: закрытые платья или длинные юбки приглушенных тонов, парики, или специальные платки, или шапочки, полностью закрывающие волосы. Их вид всегда резко отличается от облика окружающих. Удивительно, но среда абсолютно не влияет на них, хотя часто они живут в самых крупных городах мира: Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Париже и Цюрихе.
Ультраортодоксов еще называют традиционными евреями, потому что своим образом жизни они продолжают традицию, в соответствии с которой жили их родители, дедушки и бабушки. Передача традиции следующему поколению – это действие сознательное, движимое собственным выбором, желанием сохранить и передать законы жизни прадедов новому поколению.
Многие представляют себе, что в еврейской религиозной семье дети воспитываются в духе традиции и в сознательном возрасте по инерции свято следуют ей и передают своим детям. Если бы это было так, то сегодня в мире жили бы многие десятки миллионов религиозных евреев. Однако известно, что численность традиционного еврейского населения в мире во много раз меньше.
Как же это происходит в жизни? Многие дети религиозных родителей сознательно выбирают традиционный образ жизни и передают его законы следующему поколению. Есть и другие. Молодой парень или девушка, родившиеся в ортодоксальной семье в Иерусалиме или Нью-Йорке иногда довольно легко отходят от традиционного образа жизни частично или полностью. Они покидают этот корабль. Были сложные исторические периоды, когда очень много молодых людей из религиозных семей переставали следовать еврейской традиции. Но в то же самое время многие оставались внутри ее и держались за Тору при любых условиях.
Понять мотивы, заставляющие человека сохранять верность Торе – значит понять ультраортодоксов, понять, как они мыслят, и что они чувствуют.
Например, в Нью-Йорке ультраортодоксы живут несколько столетий, и за это время полностью абсорбировались в окружающей среде. Они селятся обычно в отдельных кварталах, но работают в разных городах страны. Вы можете встретить их повсюду в Америке. Их американская ментальность, с одной стороны, такая же как у любого жителя США. С другой, в религиозных евреях несомненно есть что-то отличное. Это отличие – связь с Творцом. Его суть можно легко описать: «Мы, религиозные евреи, наши дети, наше имущество несем на себе имя Творца, а в сознании – понимание того, что еврейский народ со всеми своими слабостями и проблемами – это избранный народ, народ Торы, народ Вс-вышнего». И для парня или девушки из еврейской семьи уйти от традиции – это значит уйти от Творца.
И все-таки некоторые под влиянием фейерверка искушений уходят. Есть и другие. Проанализировав и осознав суть вещей, они остаются и продолжают традицию отцов. А третьи приходят извне – дети четвертого и пятого поколения евреев, отошедших от традиционного еврейского образа жизни.
из журнала "Мир Торы", Москва.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»