Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже тайны самой природы, ее поведения во всех ее проявлениях, не в силах человек постичь, и уж тем более, не может человек познать путь ее возникновения

Откровение Б-га Иову — мораль книги

Когда Иов постиг тот свет мудрости, который донес до него Элиу, то покаялся и признал правоту его слов, и понял то, что является целью постижения: что не может человек познать мудрость Бога, глубину Его управления творением.

И ведь даже тайны самой природы, ее поведения во всех ее проявлениях, не в силах человек постичь, и уж тем более, не может человек познать путь ее возникновения. Ну а раз так, как сможет он постичь пути управления ее Создателя. Человеку следует лишь признать справедливость суда Б-га и оправдать Его управление. Радоваться откровениям вечности, которых он удостоился, которые суть высшие постижения, и наслаждаться единением с Творцом.

Осознав все это, удостоился Иов подняться на новую ступень и достичь уровня пророчества.

Сам факт откровения Творца Иову на этом этапе свидетельствует о том, что ответ Элиу и есть правильный, содержание слов Творца соответствуют этим идеям.

И вот как видит Рамбам мораль этой книги: «В этом и была целью книги: научить этой основе веры, побудить человека выучить урок из природных явлений, чтобы не осталось у него соблазна вообразить, что знание Б-га схоже с нашим знанием, или что Его намерение, надзор и руководство схожи с нашими намерениями, надзором и руководством. И когда познает это человек, станет легко переносить все происходящее с ним, и ничто из происходящего с ним не прибавит к его сомнениям в Б-ге: знает ли Он о человеке или не знает, надзирает ли Бог за ним или оставляет его? Но лишь увеличит любовь к Нему, как сказано в конце этого пророчества: “Потому презрел я и сожалел о прахе и пепле”, и как объяснили наши мудрецы: “Действуют из любви и радуются страданиям”» (Морэ Невухим часть 3, гл. 23).

Прекращение страданий Иова и его возвращение к прежней жизни свидетельствуют о том, что именно единение с Творцом, к которому он пришел в результате своего постижения, привлекает надзор Всевышнего и Его охрану.

Тот факт, что слова Элиу предваряют слова Б-га, свидетельствует о том, что человек способен достичь этого уровня и удостоиться таким образом высшего единения: обретения пророчества.

В заключение

Сегодня мы пребываем в мире, лишенном пророчества, лишенном небесных откровений. Но и в этой тьме есть проблески света. Человек, который умеет вслушиваться, видит в них откровения Небес. Иногда это могут быть внутренние прозрения, иногда постижения в результате учебы, иногда это уроки морали, преподанные самой его жизнью. Для верующего человека все они суть посланцы Творца для озарения тьмы его жизни, направить его, научить его морали и знанию Бога. Он ощущает, что милосердный Отец руководит и наставляет его на истинный путь. Он понимает в этих намеках, которые касаются его внутреннего мира и особенностей его характера, тонкостей его чувств. Он испытывает благодарность, изучая Тору и удостаиваясь новых постижений, понимая, что их цель приподнять его и обрадовать, а также направить его к расширению мысли в постижении Творца.

Тот, кто умеет ценить эти моменты просветления, радоваться им и наслаждаться ими, возвышая таким образом свою жизнь, удостаивается с их помощью близости Господа, в которой и состоит их цель, и довольно мудрому намека. Верующий видит в этих озарениях проявления индивидуального надзора, они приносят ему радость жизни в единении с Создателем.

Но тот, кто пребывает в делах плоти и телесных страстей, переполняющих его жизнь беготней служения суете времени, не способен услышать эти намеки. У него много претензий насчет отсутствия надзора в его жизни. Для этого слабоумного недостаточно намека, лишь страдания способны вытащить его из тьмы плоти и ее последствий, снять закупорку его сердца, приподнять его к истинной духовной жизни.

 

Танаи — еврейские мудрецы эпохи составления Мишны, начиная со времен конца Второго Храма и до времени окончательной редакции Мишны. Слово «тана» по-арамейски — «учитель», а во множ. числе — «танаим» Читать дальше