Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Душа человека — как пламя свечи: иногда горит ярко, иногда гаснет»Бешт
Тема

Иов

Иов (Йов) — герой книги Иова, одной из книг ТаНаХа. Согласно традиции, Иов был мудрецом и праведником своего поколения, проживавшим в земле Уц. Вс-вышний послал ему множество великих страданий, и он с достоинством их вынес, за что был щедро вознагражден.

Оглавление

Временная канва [↑]

О времени жизни Иова и о том, был он евреем или нет, существуют разные взгляды (в Талмуде, Бава Батра 15): возможно, события, описанные в книге Иова, происходили, когда евреи были в Египте; или — ещё раньше, во времена Яакова; высказывается предположение, что Иов жил во времена царя Давида.

Раши пишет, что Иов жил в тот период, когда евреи находились в египетском рабстве, и многолюдные похороны, так поразившие разведчиков (см. глава «Шлах»), были похоронами Иова. Тора «намекает», что, пока Иов был жив, его заслуги защищали Кнаан от врагов.

Страдания Иова [↑]

Был Иов несметно богат, при этом «непорочен, справедлив и Б-гобоязнен, и удалился от зла». У него была жена и десять детей. И вдруг, казалось бы, неожиданно на Иова начинают одно за другим сыпаться несчастья: за несколько часов лишился он всего своего имущества, потерял своих детей и здоровье. Даже жена не поддержала его в бедах, обрушившихся на него, и посоветовала ему умереть, произнесши перед тем хулу на Бога.

Трое друзей Иова: Элифаз из Темана, Билдад из Шуаха и Цофар из Наамы, прослышавшие о его несчастьях, приходят к нему, чтобы пожалеть и утешить его, но затем, усугубляя страдания Иова, вместо утешения, обрушивают на него слова осуждения и упреков в том, что своими грехами он заслужил все эти беды.

Б-г как будто бы отвернулся от Иова и долгое время не отвечал ему и не приходил ему на помощь. Иов пострадал материально и душевно, физически и духовно.

«Праведник, которому плохо» и «злодей, которому хорошо» [↑]

В книге Иов разбирается очень глубокий вопрос: почему мы видим в жизни ситуации, когда, говоря словами Талмуда, цадик вэ-ра ло — праведник, и ему плохо, раша вэ-тов ло — злодей, и ему хорошо?

Вопрос, почему иногда праведники страдают, а злодеи процветают, занимал наших мудрецов с древних времен. На самом деле, он занимал уже самого Иова, который хорошо понимал, что постичь все замыслы Вс-вышнего для простого смертного невозможно.

Некоторые аспекты этой темы частично описываются следующим образом. С праведников на Небесах спрашивается строже, чем с обычных людей. Чем выше уровень возможностей человека, тем больше от него ожидается. Предание говорит нам, что праведники получают наказание не только за совершение неправильных действий или за уклонение от необходимых действий, но и за «недостаточность» тех качеств, которые они должны были развить в себе. Поэтому то, что для обычного человека не является грехом, даже слабостью, — для праведника может оказаться тяжелым проступком.

Почему страдал Иов [↑]

Книга כור לזהב перечисляет двенадцать причин, по которым Иова постигли несчастья. Вот некоторые из них.

В трактате Сота (11а) рассказывается: когда Фараон хотел решить «еврейский вопрос», он созвал на совет самых крупных мудрецов. В совете участвовали Билам, Итро и Иов. Билам советовал Фараону, как лучше всего замучить евреев, Итро сбежал, услышав про планы Фараона, а Иов просто промолчал. Талмуд рассказывает нам, что произошло с каждым из них в дальнейшем. Билама зарубили как собаку (Бемидбар 31:8), на долю Иова выпали страшные мучения, а потомки Итро удостоились сидеть в верховном раввинском суде в Храме.

Все эти трое мудрецов обладали огромным духовным потенциалом. Об Иове сказано, что он был праведником, но своим молчанием проявил равнодушие, и, находясь на определённом духовном уровне, не пытался продолжать движение вперед.

Дети Иова каждый день устраивали большой приём, и каждое утро Иов приносил жертвуола. В книге Зоар(2 часть 34а и 181 б) написано, что в этом была одна из причин его страданий. Жертвоприношение ола, которое сжигается полностью, означает отделение физического от духовного. Вместо того чтобы принести шломим и участвовать в мясной трапезе (что является частью жертвоприношения), то есть внести духовность и в физические аспекты своего существования, Иов предпочитал наслаждаться своим необычайным богатством и «откупаться» постоянными жертвами от возможных неприятностей.

Написано также, что Иов пытался сравняться с Авраамом и тоже принимал гостей. Однако, в отличие от Авраама, он не искал специально нуждающихся в гостеприимстве. Он был готов принять любого, кто сам придет к нему. В этом проявляется человек, который достиг очень многого, почувствовал, что удовлетворён достигнутым, и остановился. Вс-вышний не хотел, чтобы Иов останавливался.

Страдания Иова были нужны для того, чтобы ослабить его связь с материальным и таким образом дать ему возможность ещё больше приблизиться к духовному, помочь ему полностью реализовать свой огромный потенциал. Кроме того, Иов, который сравнивал себя с Авраамом, теперь тоже получил возможность выдержать испытания, как Авраам, и «доказать себя» на деле.

«И отвечал Г-сподь Иову из бури и сказал…» [↑]

Долго ждал Иов, когда же Вс-вышний повернет к нему Свое лицо, и вот наконец он слышит голос Г-спода, который выразительно и лирично описывает, что́ значит быть ответственным за весь мир, и риторически вопрошает Иова, имел ли тот когда-либо подобный божественный опыт. Понимает ли он, что́ значит отвечать за весь мир? «Будет ли спорить со Всемогущим укоряющий (Его)? Обличающий Б-га пусть ответит на это». Иов признаёт свою ничтожность, и просит Г-спода его простить.

Иов становится пророком [↑]

Объясняет раби Авраам Ибн-Эзра, что Иов получил пророческий дар только благодаря страданиям, которые выпали на его долю. Иов удостоился увидеть Вс-вышнего: «(Лишь) слухом я слышал о Тебе; ныне же око мое увидело Тебя». После того, как Иов помолился за своих друзей, Г-сподь вернул ему все потерянное имущество, увеличив его вдвое, и все родные, отвернувшиеся от него, пришли к нему в дом. У Иова родились еще десять детей, «И умер Иов старцем, насытясь днями». Круговорот жизни Иова намекает на изначальное благо от Творца и конечное — в избавлении и исправлении!

Выводить материалы