Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Исправление, Ашгаха пратит, Дарование Торы, Авраам, Йов, Синай, Рав Эуд Авицедек
Следует прояснить еще одну тему из числа испытаний, упомянутых в Торе, а именно, Откровение на Синае и дарование Торы. Говоря об этом, нужно вновь привести слова Рамбана, который объяснил это испытание в ином смысле, чем другие испытания праведных, и написал там: «По моему разумению, это испытание в прямом смысле — то есть, говорится, что вот возжелал Бог испытать вас, будете ли соблюдать заповеди Его, ибо устранил из сердца вашего всякое сомнение, и теперь смотрит, любите ли вы Его и желаете ли Его и Его заповеди. И так всякое слово “испытание” означает проверку, “поступать так, ибо я не пробовал” (Шмуэль Алеф 17:39), т.е. “никогда не проверял себя в том, чтобы поступать так”. И может статься, что испытание это будет в благе, ибо господин иногда проверяет раба своего тяжелой работой, чтобы узнать, выдержит ли он ее ради любви к нему, а иногда даст ему благо, чтобы узнать, воздаст ли он ему за оказанное добро добром и прибавит ли к своей работе и славе, которые он оказывает своему господину, как сказали мудрецы: “Счастлив тот, кто выстоит в испытаниях” (Мидраш Шмот Раба, 31:20), ибо нет такого создания, которое не испытывал бы Господь. Богатого испытывает, будет ли рука его открыта бедным, бедняка испытывает, сможет ли выдержать истязания и т.д. И потому сказано в Писании: “Благо дал вам Бог, чтобы явить вам славу Свою, ибо не делал такого ни с одним народом, и это для того, чтобы испытать вас, воздадите ли Ему благом за благо, которое сделал вам, чтобы быть вам народом удела Его”, как сказано: “Господу воздадите ли так” (Дварим 32:6), и сказал: “Лишь вас знал Я из всех семейств земных, потому и взыщу с вас за все грехи ваши” (Амос 3:2), ибо народы не должны Мне подобно вам, которых познал Я лицом к лицу» (Шмот 20:17).
По мнению Рамбана, испытание, о котором говорится здесь, в Откровении на Синае, состояло в том, будут ли соблюдать заповеди, данные там, во всех поколениях, как полагается по уровню Раскрытия, которого они удостоились. И это то же испытание, которое присуще каждому человеку. Ибо это есть основа всех испытаний, связанных с исполнением Торы, и многие падают в них. И конечно, то испытание, о котором говорится здесь, не есть испытание из числа испытаний праведников, о которых мы много говорили до сих пор.
В свете того, что мы объяснили до сих пор, следует поразмышлять о других испытаниях, которым подвергся наш праотец Авраам. В Письменной Торе они не были названы словом «испытание», но в Мишне — да, и мы приводили Мидраш Раба про все испытания, удел всего человечества. И следует сказать, что девять испытаний Авраама были схожи со всеми другими испытаниями, и лишь десятое испытание, которое названо в Письменной Торе испытанием, отличается от них по смыслу, как мы объяснили выше.
И однако, все еще необходимо разобраться во всей этой теме.
От этих слов перейдем к размышлению об испытании Иова.
Рамбам не перечисляет испытание Иова среди остальных (шести) испытаний, написанных в Торе. Также и в начале книги не написано, что Всевышний испытывал Иова. В соответствии с текстом, страдания Иова начались после доноса Сатана. Однако, Рамбам склонен считать, что весь рассказ об Иове есть притча, а весь смысл книги состоит в том, чтобы привести разные мнения в теме божественного надзора и научить верному взгляду. Согласно этому мнению, испытание Иова, действительно, имеет отношение к тем шести испытаниям, ведь смысл всех их — быть уроком для последующих поколений.
Также и по мнению Рамбана не следует относить испытание Иова к испытаниям праведных, ведь Иов не устоял в своем испытании. Согласно мнению Рамбана в толковании ответа Элиу, испытания Иова имели целью исправление его греха.
Мудрецы раскрыли нам: «Трое были в том совете (фараона): Билам, Иов и Итро. Билам, который советовал поработить евреев, был впоследствии убит. Иов, который промолчал, был осужден на страдания» (Мидраш Шмот Раба 1:9). Получается, по этому мнению, страдания Иова были искуплением его греха. Такая позиция никак не отражена в самом тексте книги Иова. Ни в ответе Элиу, ни даже в ответе Творца. В этих двух ответах подвергаются критике друзья Иова за то, что не говорили с ним справедливо, обвиняя его в грехах, которые он не совершал. Наши мудрецы истолковали эту книгу, не соотносясь в принципе с этим мидрашем, который снимает все претензии относительно страданий Иова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти