Исправление (на иврите — тикун) в иудаизме — это цель и задача каждого живущего на земле человека: выполняя 613 заповедей, мы, евреи, исправляем свои души, и в конечном итоге — весь мир.
Оглавление
Душа Адама [↑]
Понятие Святого Языка тикун можно объяснить как упорядочение, которое также включает в себя исправление и касается не только нашего мира, но и всего мироздания. В книге Зоар эта идея передается через разбиение сосудов (швират а-келим) и исправление этого.
Изгнание Адама из Ган Эдена и разбиение его души на 600 000 частей является аналогом изначальной идеи разбиения сосудов. Таким образом, душа каждого человека — это частица души первого человека — Адама. Мудрецы говорят (Мидраш Танхума, гл. Пкудей 3), что Адам был не просто первым человеком: его душа заключала в себе души всех его будущих потомков всех времен и народов. То есть «человечество» — это был он. В его душе содержались все возможные аспекты души. На языке наших книг, «внутренний аспект» души Адама — это души евреев, а внешний аспект его души — души народов мира.
Каждый народ обладает своим характером и типом души, у каждого своя жизнь со своими испытаниями, своя роль. И каждое поколение, даже одного и того же народа, тоже живет в свою эпоху и выполняет свою роль, ведь этапы истории очень разнятся между собой. Но изначально все эти разные души были слиты в одну, душу Адама.
Через Адама не было произведено конечное исправление, а вместо этого его душа была разделена на 600 000 частей, и каждый человек получил частицу души Адама, которую он должен исправить и усовершенствовать, и свое задание, выполнением которого он это осуществит. На каждом этапе своей жизни мы выполняем определенную часть своего задания, получаем следующую часть — и переходим на следующий этап своей жизни. Потом эти выполненные части задания сливаются воедино, в общее выполненное задание этого человека; исправленные частицы его души — в одну общую душу.
Но и эта общая душа — только частица еще более общей души данного поколения данного народа, которая достигает своего исправления с помощью выполнения общего задания — слияния выполненных заданий отдельных людей и их исправленных душ. А там сольются воедино и души всех народов и поколений. Так будет исправлена душа Адама-человечества.
Рамхаль пишет (Даат Твунот, ч. 2), что количество душ, которое будет участвовать в исправлении мира, было заложено в Творении изначально. Это сказано еще в Гмаре (Авода Зара 5а): «Сын Давида (Машиах) не придет, пока не закончатся все души, которые в теле». И комментирует Раши: «Есть оцар (нечто вроде склада), который называется тело, и изначально были созданы все души, которые в будущем родятся, и поместил их (Вс-вышний) там (на складе)».
Достичь совершенства [↑]
И далее, на протяжении всей нашей истории, история с разбиением сосудов повторяется, принимая облик галута, изгнания. Галут — это и изгнание Адама из Ган Эдена, и разбиение Скрижалей, и спуск в Египет, и разрушение Храма, и рассеяние, в котором мы находимся по сей день.
В противовес галуту всегда есть геула, избавление и исправление, тикун. 600 тысяч душ взрослых евреев, вышедших из Египта (см. Шмот 12:37) и получивших Тору на горе Синай удостоились исправить в корне первоначальный грех и вышли на тот уровень, на котором находился Адам до падения, как объясняется в Талмуде (трактат Шабат 89а). И если бы не разбиение Скрижалей, мир мог бы прийти к полному исправлению еще тогда. Но этого не произошло, и евреи ушли в галут. Окончательным исправлением этого будет возвращение изгнанников со всех четырех концов света, как предсказано пророками.
У каждого поколения свои задачи и свой тип совершенства его общей души, поэтому меняется характер людей, их достоинства и недостатки: каждое поколение наделено теми, какие ему нужны для его работы и борьбы с собой.
Будет побеждено одно зло — придет другое, будет решена одна проблема — возникнет другая. Не потому, что мир безнадежен, а потому, что он создан для выполнения таких заданий и человек не должен оставаться без них.
Коллективная цель человечества состоит в том, чтобы исправить первоначальный грех, в котором все мы, в той или иной мере, принимали участие. Именно по факту причастности каждой конкретной души к этому греху определяется её судьба, страдания и испытания (но понятно, что влияет и многое другое, например, повседневные грехи и заслуги, а также «долги и отпечатки» прошлых жизней — гильгулим кодмим).
Заповеди и исправление [↑]
Мы не имеем представления о том, какая именно роль отведена каждому из нас в общей работе по исправлению. Но знаем, что для осуществления цели (чтобы мир стал цельным, гармоничным и совершенным), всем нам, сообразно с потенциалом, которым наделил каждого из нас Творец, надо вносить в мир как можно больше Света и Добра.
Тора написана и дана нам с той основополагающей целью, чтобы научить нас, как устроен мир и как его надо исправлять. Нам, евреям, было выдано для этого 613 инструментов, другим народам — свои инструменты, которые мы называем «Семь законов Ноаха». От того, насколько правильно и старательно мы пользуемся этими инструментами-заповедями, и зависит исправление выданной нам души и, в конечном итоге, исправление мира.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ объясняя в «Дерех Ашем» духовный смысл порядка дня и молитвы, указывает на то, как выполнение заповедей способствуют исправлению.
Первое действие, которое мы совершаем с утра — это очищение рук. Пишет Рамхаль, что в утреннем омовении рук есть также и «исправление всего Творения, которое очищается от ночной нечистоты и освобождается от ее духовной тьмы».
Про цицит Рамхаль пишет: «Поскольку Б-г пожелал, чтобы евреи освящались во всех аспектах своего бытия, Он дал нам заповеди для всех времен и для всех обстоятельств, чтобы они (евреи) были исправлены во всех них. Одна из вещей, относящихся к человеку, — это его одежда. И чтобы она также была исправлена в святости, приказал Всевышний привязывать к ней цицит (кисти). Тогда и она (одежда) получает исправление в святости».
Рамхаль объясняет, что человеку дано привести к совершенству все Творение, и чтобы в этом преуспеть, ему даны в помощь конкретные установленные Б-гом детали: цицит, тфилин и др. Тфилин, например, предназначен для исправления сердца и мозга.
Рамхаль предупреждает, что для завершения всех элементов этого желанного исправления недостаточно просто повязать тфилин: «необходимо соблюдение многочисленных и разнообразных деталей этой заповеди, соответственно подразделению аспектов самого человека».
Также и молитва — ее порядок, время, соответствующий настрой — установлена для того, чтобы «исправить то, что необходимо»: как физический мир, так и трансцендентный. Общая цель и намерение в этом: привести все Творение, все миры в надлежащее состояние, в котором на них будет излучено Высшее воздействие Вс-вышнего.
Можно ли исправить грех? [↑]
И если выполнение каждой повелительной заповедей действует на мир благотворно, то нарушение любой из 365 запретительных уменьшает количество Света и Добра в мире, человек отдаляется от Вс-вышнего, а его душа, соответственно, — грубеет.
Для того, чтобы исправить это положение, человек должен пройти все этапы тшувы, раскаяния: «И вернешься ты (дойдет твое раскаяние) к Вс-вышнему, Б-гу твоему и послушаешься Его голоса…» Пояснили наши мудрецы: это — раскаяние, достигающее Престола Славы, когда человек раскаялся всей душой, всем сердцем.
На исправление Творец дает нам время, силы и возможности. Каким временем для этого мы будем располагать и сколько сил на это добавится — решают Небеса. У людей об этом не может быть никакого представления. Поэтому нельзя преднамеренно откладывать исправление ошибок. Ведь нам никогда неизвестно, сколько времени у нас «в запасе».
Значит ли это, что можно сознательно грешить и каяться, и снова грешить и каяться снова? Дело в том, что когда согрешивший человек делает тшуву, он не исправляет свой грех. Пожалев о содеянном, он меняет только свое желание, а сам поступок, так же, как и действие греха на человека, остаются. Исправить то, чем он навредил своей душе, преступив закон, может только милосердие Творца.
Каждый из нас способен просить прощения за то, что мы пошли против воли Творца, и устремить наши желания к исполнению Его воли, но исправить то, что было испорчено нашим действием в нас и в окружающем мире, не в наших силах. Это и не может быть обязанностью человека.
Существует возможность излечить душу — просить об этом Творца. В молитве «Тринадцать качеств» дважды произносится имя Вс-вышнего, выражающее, что Он — Творец. Объясняет Талмуд: «Он Творец до греха, и Он Творец после греха». Он сотворил человеку душу до греха, человек согрешил и испортил ее, а сейчас раскаивается, и тогда Вс-вышний изменяет законы мироздания и делает с нами чудо, творя нам душу заново.
Этот путь определяется мудрецами как тшува ми-иръа, раскаяние из богобоязненности. А есть также путь раскаяния из любви, тшува ми-аhава: это духовное просветление, наполнение души новыми глубинами Торы и, как следствие, также исправление человеческих поступков.
Исправление и переселение душ [↑]
Если человек в течение своей жизни в этом мире не исправил свою душу и не выполнил свою задачу по исправлению мира, иногда ему дается возможность сделать это в новом воплощении. Рабейну Хаим Виталь, знаменитый ученик величайшего каббалиста Аризаля, подробно пишет в своей книге Шеарей Кдуша (часть Шаар а-Гильгулим) о переселении душ.
Возвращая душу в этот мир в новом теле, Творец предоставляет ей ещё одну попытку исправить грехи и приобрести новые заслуги путём выполнения заповедей. На эту возможность намекает пророк Шмуэль (Шмуэль II 14, 14): «…и не прощает Господь душе (грех её), но думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный».
Возвращаются не все души, а только те, которые требуют исправления, и нам важно не забывать об этом: единственной целью нашего рождения всегда является исправление.