Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Эмор, Магид из Дубно, Еврейская притча
Написано в Мидраше[1]: «Скажи коэнам». Сказано: «Трепет перед Б-гом чист, пребывает вовек»[2]. Сказал рабби Леви: «В заслугу трепета Аарона перед Всевышним он удостоился того, что ему был посвящен закон Торы, который действителен для него и всех его потомков до конца дней. Этот закон говорит о запрете коэнам получать духовную нечистоту от умершего» (кроме названных ближайших родственников: отец, мать, сын, дочь, жена — прим.).
Эти слова Мидраша вызывают удивление. Почему за свою богобоязненность, Аарону выделили именно эту заповедь, а не заповедь отделять труму — долю урожая (которую приносят коэну)? Почему он удостоился именно заповеди, касающейся мертвых? Мне кажется, что здесь следует вспомнить толкование наших мудрецов[3], да будет благословенна память о них, на стих: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир. И дал Я ему для страха, и боялся Меня, и трепетал он перед именем Моим»[4]: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир» — ведь Аарон постоянно стремился устанавливать мир между евреями. «И дал Я ему из-за страха, и боязни предо Мной» — он принимал слова Торы с боязнью и трепетом, в дрожи и поте. И еще знай, что мудрецы сказали[5]: Когда народ Израиля поднимается, его лидеры поднимаются с ним. А когда опускается, его лидеры опускаются с ним (имеется в виду духовный подъем — прим.).
Притча.
Когда полководец ведет армию в бой и побеждает, то все солдаты заслужат особое благоволение царя и сам полководец тоже будет у царя в почете. Но если армия терпит поражение, то и полководец будет унижен.
Так и сыны Израиля. Когда они находятся на своей земле, земле Израиля, есть Храм, и они поднимаются духовно в служении Б-гу, то им нужны и предводители — царь, министры, первосвященник, судьи, полководцы и т.д. Но теперь, когда мы находимся в изгнании, и нет у нас Храма, то нет у нас и предводителей. Нет ни первосвященника, ни пророка, ни министра, ни судьи. Теперь разберем: так ведется у министров, которые получают вознаграждение от царя, пока они ему служат. Тогда они питаются, одеваются и пользуются украшениями, золотом и серебром за его счет. Но когда министра освобождают от должности, он должен оставить все, принадлежащее царю, во дворце. Однако если министр был богат и приобретал все за свой счет, то конечно, покидая дворец, он имеет право все забрать с собой.
Смысл этой притчи в том, что как уже было сказано, Всевышний дал величие предводителям народа Израиля ради народа. Поэтому после разрушения Храма все величие их пропало. Нет больше пророков и царей. Нет больше 24 видов подарков, которые приносили остальные евреи коэнам. Поэтому мудрецы и сказали, что заповедь не оскверняться духовно от контакта с мертвым, осталась у Аарона и после разрушения Храма. Ведь заповедь не связана с тем положением, в котором находится народ, а за его личную заслугу, за его великую богобоязненность. А потому эта заповедь осталась с ним навечно, даже после того, как Храм был разрушен. И это то, что сказано: «В заслугу трепета Аарона перед Всевышним, он удостоился того, что ему был посвящен закон Торы, который действителен для него и всех его потомков до конца дней». Аарон был очень богобоязненным, и ему не требовалось ходить в дом скорбящих об умершем, чтобы напоминать себе, что он смертен (В Талмуде[6]мудрецы советуют тому, кого обуяло дурное начало, вспомнить день смерти — прим.). Поэтому сказано: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир» — не оскверняться от мертвого тела. Жизнь — это противоположность смерти, а мир — это состояние соединения между душой и телом (соединение — жизнь, разъединение между ними — смерть — прим.). А причина того, что дар этот был дан навечно: «И дал Я ему из-за страха, и боязни предо Мной» — его богобоязненность, а не нужды его поколения. «Перед именем Моим склонится он…» — это качество никогда не прервется у его потомков.
[1] Мидраш Ваикра Раба 26:6
[2] Теилим 19:10
[3] Мидраш Ваикра Раба 3
[4] Малахи 2:5
[5] Мидраш Шмот Раба 42
[6] Брахот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти