Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Тазриа, Магид из Дубно, Шмини, Еврейская притча
Сказано[1]: «Животное имеет власть над человеком только тогда, когда он кажется ему животным, как сказано: “…уподобился животным”[2]».
Притча. Два войска, например: Мидьян и Моав стоят друг напротив друга. Принято ночью отправить небольшой отряд, чтобы устроить засаду. Если им встречается враг, убивают его, а если свой — не трогают. Однажды в засаду Мидьяна попали моавитяне. Они хотели их убить, но тут один из них закричал: «Не трогайте меня! Я из Мидьяна, но теперь оказался рабом в Моаве!» Один из воинов Мидьяна возразил ему: «Почему мы должны пощадить тебя? Только потому, что родом ты из Мидьяна? Но ведь теперь ты служишь нашим врагам, и должен выполнять все, что они велят. Если бы ты поймал меня, ты бы убил меня по их велению! Поэтому и я убью тебя!»
Смысл этой притчи в том, что по законам мироздания животное должно бояться человека. Когда оно встречает праведника, душа которого чиста и властвует над ним и над всем миром, то подчиняется ему. Но если человек не владеет собой, а наоборот, ведом своими страстями, то все другие творения имеют над ним власть, как сказано: «И всякий нашедший убьет меня». Над этим человек властно и животное. В этом случае человек не сможет сказать: «Ведь я — человек!» На это животное может возразить: «Что с того, что ты называешь себя человеком? Ты снял с себя (духовную) накидку, и стал вести себя как животное!» Если душа под властью тела, которое походит своим составом и формой на животное, то человек «…уподобился животным», и будет казаться животным встретившемуся животному.
Написано[3]: «Все пророки пророчествовали о благе, ожидающем нас в дни Машиаха. Но нигде не упоминается благо, ожидающее нас в будущем мире — “Не видел глаз (пророков)…”». Многие мудрецы размышляли над тем, почему от нас было скрыто, какое благо ожидает человека в будущем мире. Для того, чтобы понять это, заметим, что сравнение двух вещей может быть сделано двумя способами. Сравнивают, что из двух хуже или лучше.
Притча.
Например, в одном магазине продается обычный товар, хороший, но ничем не примечательный, а в другом продается некачественный товар. Конечно, в этом случае человек купит там, где пусть не самый добротный товар, но зато без изъяна. Но если в другом магазине продается высококачественный и добротный товар, то, конечно, человек купит там, а не в первом магазине, хотя в нем тоже хороший товар, но без того же качества. Торговец должен указать покупателю на достоинства своего товара и расхвалить их, чтобы он купил именно у него, а не в первом магазине, ведь и там хороший товар. Но если есть два магазина — один с некачественным товаром, полным изъянов, а второй с высококачественным, добротным товаром, то хозяину второго магазина не требуется расхваливать свой товар и доказывать его превосходство. Покупатели и так сделают свои приобретения именно у него.
Смысл этой притчи в том, что если бы это мир был хорошим, а будущий просто лучше, то Всевышний разъяснил бы нам, чем будущий мир лучше и важнее этого, чтобы человек хотел трудиться для того, чтобы его заслужить. Но, на самом деле, этот мир, — это «Искривленное невозможно исправить», а благо будущего мира невозможно даже описать. Поэтому Всевышнему нет нужды рассказывать нам о благе будущего мира и расхваливать его. Следует бежать под сень Торы не только ради того, чтобы получить его, но и ради того, чтобы избежать превратностей этого мира.
[1] Шабат 151а
[2] Теилим 49:21
[3] Сангедрин 99
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Поскольку в Российской империи проживало около половины всех евреев мира и среди русскоговорящих евреев есть огромное разнообразие фамилий, (большинство из которых — еврейского происхождения), надо уточнить, что наличие у человека еврейской фамилии не является прямым доказательством еврейства.
Надо также отметить, что существует много фамилий, носители которых являются и евреями, и неевреями. В этом кратком обзоре мы попытаемся рассказать лишь об основных видах еврейских фамилий русскоязычных евреев.
Читать дальше
Редакция Толдот
Мирьям Климовская
Фамилия Гитлер произошла от ласкательной формы Гитля или Гитле идишского женского имени Гита, которое означает
Фамилия Герман образована от немецкого мужского имени Герман (Hermann). Так часто называли немецких евреев, на
Рав Гедалия Шестак
Рав Яков Шуб
Он с мамой давно в разводе...
Фамилия Абрамов произошла от еврейского мужского имени Авраам (Абрам по-русски). Окончание — ов обозначает при
Фамилия Юдин происходит от названия деревни Юдино или от еврейского мужского имени Йеуда. По русски имя Йеуд
Рав Бенцион Зильбер
К какому колену принадлежит мой род?
Фамилию Чесаков носят как евреи, так и неевреи. У евреев она произошла от белорусского еврейского мальчика, н
Фамилия Мальцев произошла или от названия деревни Мальцы, или от слова «малый», или от идишского с
Вероятно, что фамилия Ярош произошла от ивритского слова йореш, которое означает наследник. Очевидно, предок