Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Избранность, Трума, Дарование Торы, Магид из Дубно, Еврейская притча
Написано в Мидраше: Почему глава Трума следует за главой Мишпатим? На основании стиха: «Творил я суд и справедливость»[1].
Для разъяснения этого приведем сначала слова Мидраша[2] на недельную главу Мишпатим: «И могущество царя — в Его любви к правосудию»[3]. Мощь принадлежит Царю всех царей, Всевышнему, благословен Он, и Он любит правосудие. И дал Он его еврейскому народу, который является Его любимым народом. Сказано: «Ты установил справедливость (закон Торы)» — Ты установил справедливость для Своего народа.
Мудрецы хотели объяснить нам, почему Всевышний не хотел давать законы отношений между людьми и установления суда другим народам — идолопоклонникам, а сказал: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (сынам Израиля) (то есть, даже логические законы, которые любое общество устанавливает себе, были даны еврейскому народу Творцом этого мира наряду с прочими заповедями Торы — прим.). Это станет понятно при помощи притчи.
Притча.
Один богач нанял учителя, обучать его сыновей правильному поведению и правилам хорошего тона — как есть, пить, ходить и т.д. Однажды к нему зашел парень из простолюдинов, который не знал всех этих правил, и стал слушать, как учитель объясняет детям правилам этикета во время проведения трапезы. Когда ученики увидели этого парня, хотели спровадить его, но он стал упрашивать их: «Чем вам помешает, если я постою здесь и послушаю, что вы учите?» Они согласились, и учитель стал разъяснять им правила трапезы: не отправляться на трапезу после первого приглашения, надо дождаться второго, или даже третьего посланника. Не следует садиться во главе приглашенных. Не тянуться первым к блюду и не хватать его руками. Ученики стали насмехаться над пришедшим: «Зачем тебе знать все эти правила? Разве кто-то хоть когда-то приглашает тебя на трапезу? Разве тебе приносят за обедом персональную порцию? Ведь ты всегда хватаешь то, что осталось в тарелках гостей! Для чего же тебе понадобились эти совершенно чуждые тебе правила?!»
Смысл этой притчи понятен. Это и есть то, что сказано: «Не сделал так всем другим народам (не дал им Тору), и законы не сообщил им, восхвалите Б-га»[4] — мы должны благодарить Б-га за его милосердие, за то что он выделил нас из других народов, и дал нам надел наш как отец сыну. И об этом говорит Мидраш: «Ты установил справедливость, закон и правосудие сделал Ты в Яакове». «Ты установил справедливость» — Ты установил справедливость для любимого народа. То есть, Ты дал им надел, и он принадлежит им по справедливости. Поэтому есть смысл обучать их законам, но не других. Ведь только человек, боящийся Б-га и глубоко изучающий Его Тору может быть справедливым судьей и творить милосердие.
(Объяснение притчи: дарование Торы еврейскому народу это большая заслуга, но и большая ответственность. Принадлежность к народу Б-га обязует человека отвечать за свои мысли, слова, поступки — все это регламентируется многочисленными законами, регулирующими повседневную жизнь еврея и его отношения с окружающим миром. Надо быть достойным народом, чтобы удостоиться того, что Шхина Б-га будет среди нас, о чем и говорится в недельной главе Трума. И у нас есть обещание Творца, что в заслугу справедливого суда и милосердия придет Машиах — прим.)
[1] Теилим 119:121
[2] Мидраш Шмот Раба 30:23
[3] Теилим 99:4
[4] Теилим 147:19-20
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Читайте обзор по теме Правосудие и справедливость
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти