Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваехи, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И жил Яаков, и было дней Яакова, лет жизни его, сто сорок семь лет»[1].
Мне близко сказанное мудрецами: «Вначале праведники страдают, а в конце их ожидает покой». И сказано: «И было вначале у тебя горе, а в конце будешь очень процветать»[2]. Всевышний в своей доброте воздает праведнику за лишения и страдания в годы его молодости. В старости Он восполняет праведнику все, чего он был лишен, в многократном размере, и делает праведникам благо ежедневно. И это то, что произошло с Яаковом, да покоится с миром. В старости все его жизненные лишения были восполнены — к нему вернулись Йосеф, Шимон и Биньямин, и т.д. Все это было восполнено Яакову в Египте. И это то, что сказано: «И жил Яаков в земле египетской» — в Египте ему жилось так хорошо, что это сгладило все страдания его молодости. «…и было дней Яакова, лет жизни его, сто сорок семь лет» — дни старости восполнили ему и дни молодости.
Согласно этому правилу мы должны твердо верить, что настанет день, когда Всевышний проявит к нам добро как отец к сыну, и наполнит наши дни благом, ведь сейчас на нас падают Его стрелы, и обрушивается Его гнев. Но когда Всевышний приведет нас в Цион, то даст нам благо и благословение, чтобы восполнить то, чего мы были лишены до сих пор, как Он сделал нашему праотцу Яакову, да покоится с миром.
И уже сказали наши мудрецы, да будет благословенна память о них: «То, что происходило с праотцами, — знак для их потомков». И следует обратить внимание и понять слова пророка: «Что видишь ты, Ирмеяу? И сказал я: “Палку миндального дерева (шакед) вижу я”. И сказал мне Б — г: “ты видишь верно, ведь Я очень старательно слежу, чтобы поскорее (шокед) (еще одно значение слова шокед — “поспешно” — прим.) исполнить слово Мое”»[3]. Но ведь известно, что путь Творца — делать добро еврейскому народу. (Пророк говорит про будущие изгнание, которое ждет наш народ, и непонятно, по какой причине Творец так спешит, ведь известно, что Его путь — делать еврейскому народу добро? — прим.)
Приведем притчу.
Притча первая
У одного богача умерла жена. А в его городе жила одна вдова, которая после смерти мужа занялась торговлей, хотя у нее не было своего капитала, и ей пришлось поначалу брать товар в долг. Она понравилась богачу, и он решил на ней жениться. Он сказал ей так: «Мне не нужны твои деньги, но я хочу, чтобы у тебя не было долгов за товар, чтобы мне потом не пришлось за тебя платить». Он дал ей определенный срок, чтобы закрыть все долги и завершить все свои дела, но она тянула время, как должник, который уклоняется от оплаты долга (в надежде, что в итоге сможет заплатить меньше или вообще не придется платить — прим.). Одним кредиторам она сказала, что ничего им не должна, а другим сказала, что у нее нет денег, и пряталась от них, чтобы не вызвали ее в суд и согласились взять у нее меньше, чем она на самом деле должна.
Богач увидел, что все это затягивается, и ему это не понравилось. Он пошел к ее кредиторам и стал давать им советы, как побыстрее взыскать у нее то, что им причитается.
Когда женщина узнала об этом, то пошла к нему и сказала: «Так ты со мной поступаешь?! Как же ты будешь вести себя со мной после свадьбы?!» Богач ответил: «Ты должна понимать, что я не стремлюсь тебе навредить. Все, что я делаю, я совершаю из любви к тебе, чтобы мы поскорее поженились!»
Смысл этой притчи понятен. Всевышний как бы говорит: «Я стараюсь навести на вас все полагающиеся вам невзгоды, чтобы они поскорее закончились, и чтобы поскорее наступило время вашего блага». (Одно из качеств Творца — истина. Оно не позволяет просто «списать» наши преступления, но они списываются через перенесенные невзгоды — прим.) И это то, что говорится в стихе: «Я очень старательно слежу, чтобы поскорее (шокед) (чтобы пришли на вас невзгоды и также же быстро прошли бы — прим.) исполнить слово Мое» — чтобы поскорее исполнились также слова об избавлении и утешении.
(Притча намекает, что свадьба, — это благо для вдовы, и не стоит входить в новую жизнь со старыми долгами. Будущая близость Творца с нами связана с полным очищением еврейского народа от всех грехов — прим.)
Приведу слова царя Давида, чтобы глубже понять то, о чем я говорю: «… Доколе будешь забывать меня вечно?… освети глаза мои, чтобы не уснул я сном смерти»[4] и также сказанное пророком Ирмеяу: «Почему Ты забыл нас навеки, оставил нас на долгие годы?»[5].
На оба стиха возникает вопрос: что значит: «Доколе будешь забывать»? Ведь забытье, — это вынужденное состояние, действительно невозможно забыть на время или спросить о нем, — «почему Ты забыл?»
Вот разъяснение.
Притча вторая.
У одного старого человека была только одна молодая дочь. Перед смертью он позвал одного из своих друзей и попросил его быть опекуном всего, что он оставляет дочери в наследство. Друг пообещал исполнить его просьбу. При этом отец девочки наказал другу не давать ей ничего из наследства — ни на еду, ни на одежду, до ее свадьбы. Пусть сама зарабатывает себе на хлеб. Когда старик умер, опекун забрал все имущество, а дочь умершего сама добывала себе пропитание.
Через какое-то время один из близких опекуна обратился к нему: «Я видел эту девочку, и она очень плохо выглядит, так как ей не хватает на жизнь. Следует выдать ей что-то из наследства на пропитание!» Опекун ответил: «Я не могу этого сделать, так как ее отец велел мне ничего ей не давать». В другой раз к нему пришли еще люди и тоже просили выдать ей что-то, ведь нет у нее нормальной одежды и обуви. Он промолчал. Еще через какое-то время эта сирота тяжело заболела, и потребовались деньги на ее лечение. Люди обратились к ее опекуну, чтобы выдал деньги на лекарства, но он снова сказал, что ее отец велел не выдавать ей ничего до свадьбы. На этот раз ему возразили: «Пусть даже так, только если ты не выдашь сейчас денег на ее лечение, то она умрет, и тогда кого ты поведешь под хупу?! Сколько еще ты будешь держать ее деньги у себя?!»
Смысл этой причти в том, что все будущие вечные блага еврейского народа произрастают из боли и мучений изгнания. Поэтому Всевышний велел нам не пытаться приблизить конец (избавление, приход Машиаха — прим.), как сказал пророк: «Верующий не поторопит»[6], и как сказал царь Шломо, да покоится с миром, — «Закляла я вас, дочери Иерусалима, чтобы не будили вы_ пока не придет время»[7]. Разъясняли наши мудрецы[8]: Всевышний заклял сынов Израиля, чтобы не торопили конец (конечное избавление — прим.). Это как плод, которой пока висит на дереве, он должен созреть и поспеть. Чем дольше продлятся мучения изгнания, тем больше будут будущие блага.
Но мы взываем к Всевышнему, так как наши страдания настолько велики, что мы не можем их выносить, наши жизни в опасности. Если мы погибнем, то кто получит благо в будущем? Поэтому и сказано: «Почему Ты забыл нас навеки, оставил нас на долгие годы?» — если Ты оставишь нас на долгие годы, то мы будем забыты, как умерший, о котором забывают. И об этом говорит и царь Давид: «… Доколе будешь забывать меня вечно?… освети глаза мои, чтобы не уснул я сном смерти.».
(Притча подчеркивает, что опекун исполняет волю умершего, у которого были важные причины, несмотря на его огромную любовь к дочери, вынудить ее пройти трудным путем, пока не придет ее время строить семью. И ранее, в притче о богаче и вдове, — есть важная идея, — необходимость страданий, через которые прошел наш народ. При этом, нам не нужно ничего объяснять Всевышнему. Он знает все, но, чтобы у нас была свобода выбора, — Он представляет все так, как будто не знает и ждет наших молитв. — прим.)
[1] Берешит 47:28
[2] Иов 8:7
[3] Ирмеяу 1:11-12
[4] Теилим 13:2-4
[5] Эйха 5:20
[6] Теилим 13:2-4
[7] Эйха 5:20
[8] Йешаяу 28:17
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти