Из цикла «Знание Субботы», темы: Подготовка к Субботе, Суббота, Одежда, Цицит, Талит, Рав Эуд Авицедек
«Царское одеяние» (в которое был одет Мордехай в Свитке Эстер) — это талит, предназначенный для исполнения заповеди, как написано в Зоаре : «облачение царства» (Виленский Гаон). «И дал в долю боящимся Его голубую нить, которая подобна Его славе» (Берешит раба).
Маараль объясняет данный вопрос. «Суть в том, что заповедь цицит, белые и голубая нити, предназначена для того, чтобы помнить все заповеди, повелительные и запретительные. Белый цвет чист, и он намекает на исполнение повелительной заповеди, когда у выполняющего есть заслуга; а голубой цвет указывает на выполнение запретительной заповеди, ведь преступающий ее подлежит наказанию, и голубой цвет подобен Трону Славы, на котором восседает Царь Суда, дабы осуществить возмездие грешникам. Цицит указывают на то, что человек подготовлен к принятию заповедей, которые тонкие и протяжённые, как нити, и они — установление Царя, уподобленные Трону Славы. Ибо Трон указывает на Царствование, что Он — Царь, приказывающий человеку исполнять заповеди… Голубой цвет указывает на вид Трона, а белый указывает на саму сущность Трона, и потому написано: “И увидите ее (голубую нить), и будете помнить все заповеди Господа…” И сказали в Гемаре: Тот, кто выполняет заповедь цицит, как будто принял лик Шехины, поскольку о цицит написано: И увидите её… А это видение — знак вещи свыше, и потому оно подобно принятию Шехины».
В цицит — «облачение царственности» — заложено принятие ига царства Творца, ига Его заповедей — повелительных и запретительных. И потому в этом одеянии заложено принятие лика Шехины. Суббота связана с тайной «Помни и храни в одном речении» — единства повелительной и запретительной заповедей. Любовь и страх в ней едины. Это суббота, равновесная всей Торе, в ее принятии заложено принятие ига царства Небес. И потому одно из выражений почитания субботы — облачаться в это царственное одеяние.
*
Как мы объясняли, суть качества Малхут — предел и актуализация всех качеств. И на это же указывает одежда с цицит: «Ибо сам талит — это отрез ткани (גלימא) от слова גולם (заготовка, болванка), а из угла, который есть конец и предел одежды, выходят тонкие нити, и эти нити намекают на то, что со стороны человека он в реальности, и из-за этого следует принять божественный заповеди. Цицит есть напоминание обо всех заповедях, поскольку заповедь цицит существует только потому, что человек актуализируется аспектом своей славы, и потому следует принять все заповеди, посредством которых он реализуется полностью. Поэтому данная заповедь равновесна всем заповедям» (Маараль).
«Заворачивается в цицит и сидит со всей серьезностью, ожидая принятия лика субботы, как если бы он выходил навстречу царю» (Рамбам, Законы субботы).
Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти