Оглавление
Повелительные заповеди в Субботу. [↑]
«Если ты удержишь в Субботу ногу свою от исполнения дел своих в святой день Мой, и назовешь Субботу отрадой, святыню Б-га — почитаемой, и почтешь ее, не ходя путями своими, не занимаясь делами своими и не разговаривая (об этом). Тогда насладишься ты Б-гом, и возведу Я тебя на высоты земли и накормлю я тебя наследием Яакова, отца твоего, ведь уста Б-га сказали это (Йешаяу, 58:13, 14)»
Все знают, что в Субботу запрещено работать. А что в Субботу нужно делать? Сформируем этот вопрос иначе: какие повелительные заповеди Торы и мудрецов касаются соблюдения Субботы?
Принято зажигать минимум 2 свечи в Шаббат —
в честь повелений субботы «помни» и «храни»
«Четыре вещи сказаны о Субботе. Две из них из Торы, а две — слова мудрецов, разъясненные нам пророками. Из Торы — заповеди “помни” и “храни”, а разъясненные нам пророками — “почет” и “наслаждение” как сказано: “И назовешь ты Субботу отрадой, святыню Г-спода — почитаемой”»(Рамбам, Законы Субботы, глава 30)
Две заповеди из Торы — «помни» и «храни». [↑]
Все знают, что соблюдение Субботы — это одна из «десяти заповедей», полученных Моше на горе Синай. В Торе десять заповедей перечисляются дважды, первый раз в книге Шмот, главе Итро, а второй раз в книге Дварим, главе Ваэтханан. И между ними есть определенные различия. Так в книге Шмот сказано «помни день Субботний, чтобы святить его», а в книге Дварим — «храни день субботний, чтобы святить его». Мудрецы видят в этих словах две разные заповеди.
Заповедь освящения Субботы [↑]
«Помни» — повелительная заповедь Торы освящать Субботний день словами, как сказано: «Помни (вспоминай) день субботний, чтобы святить его», т. е. вспоминай о нем словами прославления и освящения. Эту заповедь мы исполняем, читая киддуш над бокалом вина в субботнюю ночь, а также, согласно мнению Рамбама, читая авдалу на исходе Субботы, чтобы освятить Субботу встречая ее и прощаясь с ней.
Между прочим, заповедь киддуш, как и прочие заповеди Субботы относятся в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам. И хотя общее правило состоит в том, что женщины освобождены от повелительных заповедей, исполнение которых ограничено определенным временем, повелительные заповеди Субботы являются исключением. Объясняли наши мудрецы (Брахот, 20б): «Сказано в Торе: “помни” и “храни” — каждый, кто должен хранить, должен помнить. И женщины, поскольку должны хранить Субботу, должны вспоминать о ней». Иными словами, тот, к кому относится заповедь «храни», обязанность хранить Субботу, не нарушать ее запретов, относится и заповедь «помни» и подобные ей повелительные заповеди связанные с Субботой.
Заповедь субботнего отдыха [↑]
«Храни» — обязанность хранить Субботу от нарушения т. е. не совершать субботней работы. И в этом есть также и повелительная заповедь, как сказано (Шмот, 20:8): «А на седьмой день — отдыхай». И тут нас ожидает сюрприз: в Субботу не только нельзя совершать работу, в Субботу нужно отдыхать! В начале 21 главы Законов Субботы Рамбам пишет: «Сказано в Торе “Отдыхай!” — это значит, что нужно отдыхать даже от таких действий, которые не являются “работой” (Понятие “субботняя работа” — мелаха — не всегда соответствует нашему пониманию работы. Точнее будет сказать, что мелаха — это одно из 39 действий, которые Тора запрещает совершать в Субботу).»
… И действительно, может случиться, что все Субботу человек будет занят различными занятиями, которые не запрещены по закону с точки зрения законов Субботы, но вкуса субботнего покоя он при этом так и не почувствует.
Изучение Торы — предписание Субботы.
Во многих общинах принято делать уроки с детьми в Субботу
Иными словами, мудрецы запретили в Субботу много такого, из-за чего наш субботний покой может пострадать, и тот, кто следует советам мудрецов, исполняет волю Вс-вышнего, выраженную в Торе — поддерживать субботний покой.
Подобную тему подымает и другой великий мудрец Рамбан в комментарии на Тору (Ваикра, глава Эмор). Действительно, — говорит он, — можно трудится целый, мерить зерно, заливать бочки вином, переносить тяжелые вещи, ведь во всех этих действиях нет ни одной запрещенной работы! Поэтому сказала Тора «шаббатон» (день отдыха), чтобы Суббота (и праздник) стали для нас днями отдыха и покоя, а не тяжелого труда.
Заповедь «помни» говорит о святости Субботы сотворения Мира, поэтому в ней упоминается то, что «за шесть дней создал Вс-сильный небо и землю, и прибывал в покое на седьмой день». Заповедь «храни» — это то новое, что появилось на горе Синай, поэтому сказано там: «и помни, что рабом был ты в земле Египетской».(Море невухим)
Наши мудрецы утверждают, что слова «помни» и «храни» были сказаны (и услышаны) одновременно. И действительно, в отличии от остальных запретов Торы, суть которых оградить нас от чего-то недостойного, смысл субботних запретов вовсе не в этом. Ведь в них нет ничего плохого в том, как и говорит об этом Тора: «Шесть дней пусть совершается работа»…
Отказ от субботней работы не ограждает нас от духовного разрушения, а призвано добавить нам святости и близости с Творцом, что обычно является задачей повелительных заповедей. Поэтому сказано, что слова «помни» и «храни» были произнесены одновременно, то есть по сути являются одним.
Две заповеди мудрецов. [↑]
Почет (кавод) [↑]
Мудрецы сравнивают приход Субботы с приходом важного гостя. Поэтому действия, обусловленные заповедью почитать Субботу исполняются в основном до ее прихода. Сказали мудрецы: помыться перед Субботой, одеться в чистую красивую одежду — это заповедь. Перед наступлением Субботы нужно прибраться дома, стол должен быть накрыт, свечи гореть, во всем этом мы выражаем наше особенное отношение к приходу субботы.
Наслаждение (онег) [↑]
Частью такого особого отношение будет так-же наслаждение Субботой. Для этого нужно приготовить самые вкусные блюда и напитки, согласно материальным возможностям человека. В Субботу устраивают три трапезы — одну ночью, одну утром и одну после полудня. За субботним столом должны быть мясо и вино — для тех, у кого есть такая возможность. Говорят, важно за каждой субботней трапезой есть блюда из рыбы. И нужно зажечь свет, чтобы не сидеть в темноте. В Субботу нельзя поститься.
Субботние свечи [↑]
Есть две причины для зажигания субботних свечей. Мы зажигаем свечи в честь прихода Субботы. И для того, чтобы насладиться субботней трапезой — ведь не очень приятно есть в темноте (кто не верит может попробовать сам)! А если это так, можно сделать несколько важных выводов о правильном исполнении этой заповеди. Во-первых, субботние свечи должны гореть там, где будет проводиться субботняя трапеза. Во-вторых, чем больше света, тем лучше, ведь чем больше света — тем больше радости! Поэтому, и в первую очередь, в комнате нужно зажечь электрический свет! И все-таки все еврейские женщины, точно так, как это делали их мамы и бабушки, встречая Субботу, зажигают две свечи — одну в память о «помни», а другую в память о «храни»…
Есть и еще одна причина для зажигания субботних свечей, может быть самая главная. Мудрецы назвали эту причину шлом баит (мир в доме). Если дома темно, легко можно споткнуться или удариться обо что-то, и из-за этого дома может возникнуть ссора! И эта причина настолько важна, что делает, по словам мудрецов, заповедь зажигания субботних свечей важнее, чем покупка вина на киддуш или даже важнее зажигания ханукальных свечей! А что делать человеку, который пока живет один? Ему тоже нужен шлом баит — мир с самим собой… Как мы видим, нужно проследить за тем, чтобы свет доходил до самых темных уголков дома. И все-таки благословение говорят на свечи, которые зажигают в том месте, где проходит субботняя трапеза.
На ком лежит обязанность зажигать субботние свечи? На каждом. Но все-таки привилегия исполнить эту заповедь отдана женщине — хозяйке дома. Почему именно ей? Для этого есть две причины. Во-первых, женщина чаще находится дома и ей легче за этим проследить. А во-вторых, когда-то давным-давно первая женщина «потушила свечу мира», дав своему мужу попробовать «запретный плод» с древа познания. Из-за этого в мир пришла темнота, и теперь, чтобы исправить эту ошибку, все женщины стремятся принести в мир немного света, хотя-бы света субботних свечей.
Изучение Торы [↑]
Особой заповедью является субботний сон. Также наслаждением Субботой будет прогулка на свежем воздухе. И все-же всему есть предел и не нужно проводить за этими занятиями всю Субботу. Ведь Суббота дана в-основном для того, чтобы учить Тору, и особенно это актуально для тех, кто в течении рабочей недели не может уделить этому важному занятию достаточно времени!
Написано в трактате Шаббат (86б), что все согласны с тем, что Тора была дана еврейскому народу в Субботу. Мудрецы говорят, что когда Вс-вышний давал Тору еврейскому народу, все Творение затаило дыхание. И животные и ангелы и люди замерли, когда раздался голос: «Я Б-г Всесильный твой»… Нужно было только остановиться и прислушаться, чтобы услышать слова: «Я Б-г Всесильный твой».
Как только прекращается всякая работа, мир замирает в покое, и каждый может услышать вечную истину о том, что у Мира есть Творец. И в этом вся суть Субботы!