Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Не до конца обструганная постановка интересного вопроса (дело было здесь):
Даниэль:
Шалом! Интересно узнать авторитетное мнение по следующему поводу. Древние евреи как правило изображаются красиво: длинные волосы, ниспадающие одежды. Все, кто лицезреет такие картины, проникаются уважением к евреям. А средневековые евреи в шляпах и лапсердаках, с оболваненной стрижкой выглядят комично и несуразно. Окружающие смотрят на такие иллюстрации по меньшей мере снисходительно. Неужели нельзя евреям вернуться в своем облике к древней моде времен пророков — ее ведь святость должна быть выше. Свободные люди выглядят свободно, достойно и красиво. Люди из гетто выглядят приниженно и неказисто. Зачем же в наше время практиковать второй вариант? Порой ортодоксы своим видом пугают современных евреев, и тем трудно воспринимать ортодоксов как собратьев.
gpollack:
Изображения «древних евреев», о которых пишет Даниэль, созданы христианскими художниками примерно 100 — 200 лет назад исключительно на основе их (художников) воображения. Если кого-нибудь действительно интересует, как эти самые древние евреи выглядели — можно взглянуть на форзац Агады, там представлен древнеегипетский рельеф — свидетельство современников.
А насчет понравиться кому-либо — на мой непросвященный взгляд, это недостаточная причина изменить многовековой традиции. Представьте себе строчки из учебника истории:
«В средние века стиль одежды евреев в Европе сформировался под влиянием общих тенденций костюма уважаемых слоев общества. Причина этого проста: евреи считаются сыновьями Царя царей, следовательно, одеваться они должны соответственно. Еврейский костюм, однако, несмотря на внешние влияния, отличался в деталях от одежды окружающих народов. Было место и для чисто еврейских деталей одежды, обычно это были головные уборы, навязанные властями (желтые шляпы в Италии, штраймлы в Галиции и т.д.). Так формировалась традиция еврейского костюма на протяжении веков, пока, в первой половине ХХI века, по совету некоего Даниэля, евреи (чтобы понравиться адептам другой культуры) изменили стиль одежды, а также некоторые законы Иудаизма: отрастили длинные волосы, постригли бороды, одели ниспадающие одежды и стали молиться на английском…»
Смешно? Мне — не очень.
Саша Либеров:
Шалом! Рэб Гади, простите пожалуйста, при моём к Вам и Вашему творчеству, величайшем уважении, но я не понял. Вы защищаетет лапсердаки и настаиваетете, что это и есть истинная одежда еврея? Или Вы категорически против воссоздания облика еврея времен храма? Или Вы против того, что бы критически относиться к ортодоксам? Даниэль немного коряво выразил крайне важную мысль. Эта мысль, как мне казалось, отражена в Вашем творчестве. Восстановить облик еврея. Очистить облик еврея от всего того, что на него «навешали» в галуте. Величественные тюрбаны времен Маймонида, штраймлы отороченные мехом и пр. не от Салладина ли или атамана Платова всё это прилепилось? Может имеет смысл услышать в неловком вопросе несколько излишне «светского» Даниэля призыв к отказу от «обносков изгнания» и вернуть образ еврея к корням. Тем более, что Тора, нигде потертые джинсы не порицает. Если я не прав, заранее простите.
С огромным уважением к Вам и Вашему творчеству,
В талите сидящий, Саша.
Попробую бс"д ответить здесь.
По самой постановке вопроса — улыбнуло.
Вы защищаетете лапсердаки и настаиваетете, что это и есть истинная одежда еврея? — нет, лапсердак в начале ХХI века — это национальная одежда эскимосов.
Или Вы категорически против воссоздания облика еврея времен храма? — Еврея времен Храма можно воссоздать только, восстановив сам Храм. Вы знаете другой способ?
Или Вы против того, что бы критически относиться к ортодоксам? — Вы имели ввиду «критически относиться к лапсердакам», не так ли?
Очистить облик еврея от всего того, что на него «навешали» в галуте — а Вы уже вышли из галута? Завидуюпоздравляювозьмитеменяксебе.
Величественные тюрбаны времен Маймонида, штраймлы отороченные мехом и пр. не от Салладина ли или атамана Платова всё это прилепилось? — от них, родимых, откуда ж еще? Как и любимые Вами джинсы, кстати.
призыв к отказу от «обносков изгнания» и вернуть образ еврея к корням — так тут, на этом сайте, этим и занимаются. Без призывов, без шума и пыли.
Тем более, что Тора, нигде потертые джинсы не порицает — Без комментариев. Шедевр, однозначно. Особенно в контексте «еврейских корней».
Конкретно по теме:
Одежда исполняет несколько функций:
Прошу заметить, я не касаюсь деталей одежды, обусловленных Законом (кипа, цицит) — вопрос о них не стоял. (Кстати, согласно моим наблюдениям, есть четыре вида людей, носящих кипу, у каждого — своя причина: потому, что сознаЮт, что так надо, потому, что папа носил, потому, что кипа у некоторых (продавец минимаркета, член правительства) — рабочая одежда, и потому, что хотят прикрыть лысину. Но сейчас — не об этом, а об лапсердаках).
Так вот, первые два пункта, указанные нами выше — чисто функциональное назначение одежды. Т.к. ничто человеческое досам не чуждо — то эти пункты касаются и их. Третий пункт — эстетический — дело вкуса, поэтому оставим его тоже в покое. Седьмой, последний пункт — касается особенностей различных профессий, не будем касаться и его.
А интерес у нас падает именно на пункты под номером 4, 5 и 6. За них и поговорим.
4. Принадлежность к определенной группе.
Даже самые яростные борцы за создание «гордого еврейского типа» и уничтожение всяких «галутных комплексов и пережитков» (кст, борьба их чаще всего этими самыми комплексами и обусловлена) не могут отрицать, что пейсатые мракобесы никогда не отличались особым желанием скромно спрятаться в толпе, а наоборот, всячески (гордо) подчеркивали свою принадлежность к «неудобному» народу. Секрет здесь простой: эти самые мракобесы не восприняли за сотни лет погромов «простой» и такой понятной этим самым «борцам» истины, что евреем быть стыдно. Они, галутные досы, как раз гордятся. А так как исторически сложилось, что принадлежность к евреям определяется шляпой и лапсердаком — то и цель показать всем, что они туда принадлежат, достигается этими шляпами и лапсердаками. Изменить одежду в угоду нееврейскому окружению и евреям, стыдливо несущим камень еврейской национальности — два шага назад от «свободного и гордого народа». Галут — он не в шляпах, галут — в головах.
5. Наличие особых прав и обязанностей.
На следующий день после приезда в Израиль я оказался на центральной автобусной станции. Времени было достаточно, и я решил купить что-нибудь почитать. Ничего зазорного в том, чтобы подойти к киоску и выбрать интересующую меня газету я тогда не видел. Но когда в витрине киоска (в которой были выставлены журналы не самого викторианского содержания) я увидел свое отражение — я понял, как выглядит со стороны еврей в кипе возле подобного заведения. Это (и только это) удержало меня от покупки…
Через пару лет, оказавшись в том же месте, я был атакован несколькими сотрудниками безопасности, которым срочно нужен был кто-то, знающий Идиш. Мои познания в «Маме лошн» оставляют желать, но в тот момент у меня не было выхода. Оказалось, что требуется помощь пожилой паре из Голландии, которые, кроме голландского и Идиша — ни бум-бум. Моя шляпа указала сотрудникам направление поиска — и я стал переводчиком (знал бы мой дедушка).
В обоих случаях, положительный результат был бы невозможен, если бы не мой досовский вид. Тоже польза.
6. Уважение к месту, событию и традициям.
На остановке в Ашдоде рядом со мной стояла «русская» семья. От нечего делать они принялись меня обсуждать (само собой, без малейшего подозрения насчет моих познаний в великомогучем и окрестностях).
«Таракан»
«Нет, пингвин»
«Не, пингвины — не паразиты»
«Ну и шо, все равно — пингвин»…
Настроение у меня было хорошее, и я решил позабавиться.
«Извините (после первого же слова, произнесенного мной, папа впал в ступор, мама принялась напряженно рассматривать расписание, а взрослая дочка убежала за пределы остановки), а как вы относитесь к судьям?»
Не до конца пришедший в себя папа выдавил:
«А причем…»
«Нет, я не собираюсь подавать на вас в суд», — успокоил я, — «как вы относитесь к черным мантиям блюстителей закона?».
«Ну, это многовековая традиция, им положено, чтобы видно было»
«У нас — тоже».
Папа подумал и отбил:
«Но они носят черное только на работе!»
«Мы — тоже».
«Неправда, вы носите черное все время»
«А мы все время на работе»…
Никто не протестует против галстучно-чернокостюмного дресс-кода адвокатов, конгрессменов, дипломатов и банкиров. Мешает только униформа досов? Так у меня есть для вас новость: не униформа вам мешает, а что-то другое. Но за этим — не ко мне, а к психоаналитику. Это комплекс. Но это не хронический комплекс. Это лечится. Сам проверял.
Человек в костюме будет смотреться нелепо как на пляже, так и на приеме у Королевы — там только смокинг. У каждого места — своя одежда. Так сложилось. Для бет-мидраша и ешивы существует свой дресс-код, сложившийся на протяжении веков: мы 24 часа в сутки стоим перед Царем.
Никто не заставляет Вас лично, читатель, влазить в лапсердак, можете ходить в джинсах. Но и Вы, пожалуйста, не пытайтесь засунуть учеников ешивы в «ниспадающие одежды». Не влезут.
P.S. Рисунки — старых мастеров, фотография — моя.
Теги: пробелы в информации, Фото, Не моё, Острая тема