Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Сочувствие, Помощь, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Любовь к ближнему
Сказал мне один человек из Дома Учения: «Я благодарю Б-га за то, что вы поднялись с больничной кровати и чувствуете себя лучше». И я ответил ему следующим рассуждением.
Поистине, хорошо, когда ты радуешься милосердию Всевышнего. Но знай, что при этом необходимо избежать одной распространенной ошибки. Когда состояние больного улучшается, люди обычно радуются этому и уже не сострадают ему как прежде. Однако это неправильно! Пока больной полностью не выздоровел, необходимо продолжать о нем волноваться и заботиться. Ведь он еще не до конца излечился и все еще страдает от своей болезни, поэтому людям следует продолжать разделять его горе. Причина этой ошибки заключается в следующем: люди, как правило, не ощущают боли другого, если только с ними самими, упаси Б-г, не произошло какого-либо из ряда вон выходящего несчастья. Поэтому, когда человек узнает, что больной поднялся со своего ложа, его сердце успокаивается, и он перестает сочувствовать ближнему. Не таков путь человека, разделяющего с другими их ношу, — он старается ощутить, насколько это только возможно, страдание ближнего, не ограничиваясь своими природными склонностями. Поэтому, пока больной полностью не поправится, необходимо по-прежнему ему сочувствовать.
И вот доказательство тому. Ривка проявила милосердие по отношению к Элиэзеру, начерпав воды для его верблюдов, чтобы путнику не пришлось этого делать самому, хотя для рабов Авраама это не составляло особого труда. И все же иначе она не стала бы ни женой нашего праотца Ицхака, ни матерью нашего праотца Яакова, ни праматерью всей Общины Израиля. Посмотри же, как велика награда, дарованная тому, кто разделяет с другими их ношу даже в самом малозначимом! И сколь бесчувственен человек, не сострадающий другому, упаси Б-г, в его большой беде! А после этого рассуждения я отметил: «Смотри, как велика сила Мусара, даже когда его идеи изложены предельно лаконично. Сколько ты сейчас приобрел знания, которое сохранится у тебя на всю твою жизнь!»
Поразительно, как важно разделить с другими их ношу согласно Учению Мусар [23]!
[23] «Если некто не понимает важности человека в глазах благословенного Создателя и весь мир со всеми обитателями для него — как загон для скота, то страх покинет его сердце. Все свои дни он будет лишен мудрости трепета перед Б-гом и не побоится нарушить запрет “словесной обиды”, может публично оскорбить ближнего, возвеличиться за счет унижения другого, клеветать, притеснять вдову и сироту, ненавидеть людей, радоваться чужому несчастью, ожесточать сердце и отводить руку от бедного, завидовать, обманывать, поступать неправедно, посягать на чужое имущество, мстить и затаивать злобу, пренебрегать уважением к отцу и учителю, втайне уязвлять ближнего, злословить, сеять раздоры и тому подобное. Такой человек не побоится греха, необдуманно и легкомысленно совершая поступки, требующие трепетного и глубокого осмысления, — ведь он недостаточно осознает важность мира и населяющих его людей. И окажется, что в большинстве его дел и путей у него нет трепета перед Б-гом!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 60).
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»