Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Сочувствие, Моше, Помощь, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Исход из Египта, Любовь к ближнему
В начале повествования об Исходе из Египта, перед откровением на горе Хорев, где Всевышний предстал перед Моше при явлении несгорающего терновника[1], Тора подробно описывает жизнь Моше рабейну: «И было в те дни: и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…»[2]Раши объясняет: «“и вырос Моше” означает, что фараон назначил его правителем в царском дворце»[3]. При этом благодарность, которую Моше естественным образом испытывал к фараону, не помешала ему сохранить верность своему народу: «и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…»[4] Раши объясняет: «Он обратил к ним свои глаза и сердце, сочувствуя им в их страданиях»[5]. Всей своей душой Моше переживал за еврейский народ в его бедствиях, поскольку увиденное проникает в сердце глубже, чем услышанное. Он стремился во всем разделить тяготы своих братьев, как будто сам испытывал гнет египетского рабства. Именно это имеет в виду Мишна в трактате Авот, говоря о ступенях обретения Торы: «разделить с другим его ношу»[6]. Достигнув этого уровня, человек при любой возможности будет неизменно действовать на благо людям. Позже Тора открывает нам, что Моше не только разделял ношу всего народа, но и старался облегчить участь каждого еврея в отдельности: «и увидел египтянина, который бьет еврея из братьев его…»[7] Тора подчеркивает, что Моше относился к каждому еврею как к своему брату. Затем следует рассказ о том, что Моше не только спас еврея от рук надсмотрщика-египтянина, но и пытался примирить двух споривших между собой евреев: «и сказал злодею: почему ты бьешь ближнего своего?»[8] Моше разделил с обиженным его ношу и защитил его от обидчика. Далее Тора повествует о том, что Моше поступал так не только в стране, где родился и жил в привычных для него условиях, но и в Мидьяне, где был изгнанником и скитальцем, пришельцем и беглецом, спасавшимся от рук фараона, приговорившего его к смерти. Он заступился за дочерей Итро, увидев, что их притесняют местные пастухи, отгоняя их стада от водопоя: «И встал Моше, и спас их»[9]. Даже проживая в чужом краю, он по-прежнему «ненавидел корысть» и «был непримирим к беззаконию», — пишет Рамбан в комментарии на главу Итро[10]. И там же говорится о том, что Моше не только защитил дочерей священника Мидьяна от их притеснителей, но также помог им и «напоил их скот»[11].
Б-жественное Учение столь подробно рассказывает о жизни Моше, еще до того как Всевышний послал его спасти евреев от рук фараона, дабы мы узнали, что не случайно он был избран для вызволения еврейского народа из Египта и получения Торы на горе Синай. Эта миссия была возложена на Моше, потому что он обладал способностью «разделить с другим его ношу», что является одной из ступеней обретения Торы.
Затем Тора повествует о том, что Всевышний открылся Моше в несгорающем терновнике, дав ему тем самым понять, что Он, благословенный, тоже, если только можно так сказать, переносит страдания вместе с еврейским народом. Тора показывает нам, что Моше с юности стремился следовать путями Б-га, как сказано: «и ходи Его путями»[12]. Как Он милосерден и жалостлив, так же и ты будь милосерден и жалостлив, как сказано: «и будет, если он возопит ко Мне, то Я услышу, ибо милостив Я»[13].
Теперь же перейдем к практическому знанию. В Торе в книге Шмот сказано: «И пошли Моше и Аарон, и собрали всех старейшин сынов Израиля… И поверил народ и услышал, что вспомнил Г-сподь сынов Израиля…»[14] Далее говорится: «А после этого пришли Моше и Аарон и обратились к фараону: так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: отпусти народ Мой…»[15] В связи с этим возникает вопрос: не лучше ли им было вначале пойти к царю Египта и лишь затем сообщить евреям, что они пришли к фараону и сказали ему: «Отпусти народ Мой»? Ведь они явились к могущественному правителю Египта, не испросив его позволения, при том, что Моше еще прежде был приговорен им к смертной казни, — как же фараон мог оставить его в живых, если не в результате несомненного чуда? Ведь требование Моше являлось небывалым восстанием против могущественного царства: «Отпусти народ Мой!» Поэтому то, что фараон не казнил Моше, оказалось явным чудом, известие о котором стало надеждой и утешением для всего Израиля. Почему же Моше собрал евреев перед этим, а не после? Объяснение этому может быть только одно: евреи не заслуживали бы избавления, не будь у них заслуги искренней веры. Если бы Моше и Аарон сразу пришли во дворец фараона, такого явного чуда бы не произошло. Поэтому вначале Моше рассказал евреям о приближающемся освобождении, и Тора пишет: «И поверил народ, и услышал, что вспомнил Г-сподь сынов Израиля…»[16]Тора говорит: «И после этого, — после того, как они поверили, — Моше и Аарон пришли к фараону»[17]. Не будь у евреев столь глубокой веры, Моше и Аарон не были бы допущены к правителю и не смогли бы потребовать от него: «Отпусти народ Мой!» Только в результате проявления Израилем глубокой веры Моше и Аарон смогли восстать против фараона, и тот уже не мог им противостоять.
Если мы внимательно изучим повеление Б-га, данное Моше, то своими глазами увидим, что оно следует именно этому порядку. Вначале Всевышний указал Моше конечную цель возложенной на него миссии: «А теперь иди, и Я посылаю тебя к фараону, и ты выведешь Мой народ, сынов Израиля, из Египта»[18]. А после этого Б-г сообщил Моше, что он должен будет сказать Израилю: «Б-г ваших отцов послал меня к вам…»[19] Моше было заповедовано провозгласить Четырехбуквенное Б-жественное имя еврейскому народу и возвестить о приближающемся Избавлении. Всевышний указал ему точный порядок действий, согласно которому и произошел Исход: «Пойди и собери старейшин Израиля, и скажи им: Г-сподь, Б-г ваших отцов явился мне — Б-г Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил, вспомнил Я вас и содеянное вам в Египте»[20]. И дальше: «И они внемлют голосу твоему…»[21], — поверят в то, что ты им скажешь, согласно объяснению Раши: «Им издавна было известно, что именно эти слова будут признаком приближающегося Избавления». Они поверят тебе и обретут заслугу искренней веры: «А после этого пришли Моше и Аарон и сказали фараону: так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: отпусти народ Мой…»[22] И Моше с Аароном действовали именно в этом порядке: вначале они собрали старейшин Израиля, и поверил народ, и лишь после этого Моше и Аарон пошли к фараону, чтобы вывести евреев из Египта.
Таков порядок Избавления: вначале — разделение с другими их ноши, затем Б-жественное откровение в образе несгорающего терновника, далее — послание Моше, заслуга веры в Творца и чудесное спасение. И вот, Исход из Египта — это прообраз грядущего Избавления. Если мы удостоимся подготовиться к нему в таком же порядке, будет нам благо и в этом мире, и в Грядущем. Амен, да будет такова Его воля!
[1] «Идея обновления мироздания, то есть отмены законов природы, проявилась в чуде несгорающего терновника: “И явился ему (Моше) ангел Г-спода в пламени из куста терновника. И он увидел: вот терновник горит в огне, но не сгорает” (Шмот 3:2). Когда стих Торы говорит здесь об “ангеле Г-спода”, он подразумевает славу Шехины. Ниже мы увидим это из прямого смысла стихов Торы и из слов комментаторов о том, что в определенных случаях выражение “ангел Г-спода” Тора относит к славе Шехины. Эта история показывает нам, что все законы природы и мироздания были полностью лишены присущих им свойств, отменены, и в мире проявилось Б-жественное управление посредством Четырехбуквенного имени. Ведь будет неверно предположить, что именно этот куст терновника был изначально наделен особой способностью противостояния силе огня, и что его способность была заложена в мироздание как особый закон. Не было никакой причины вводить такой закон в Творение и лишать огонь его природной силы! Почему же терновник не сгорал в огне? Здесь явно проявилось Б-жественное управление через обновление реальности. В этот момент законы и ограничения природы прекращают свое существование, и силы природы совершенно не способны действовать. Проявляется лишь одна сила Творения — воля Б-га». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Провидение»).
[2] Шмот 2:11.
[3] Раши, там же.
[4] Шмот 2:11.
[5] Раши, там же.
[6] Авот 6:6.
[7] Шмот 2:11.
[8] Шмот 2:13.
[9] Шмот 2:17.
[10] См. Рамбан, Шмот 18:21.
[11] Шмот 18:21.
[12] Дварим 28:9.
[13] Шмот 22:26.
[14] Шмот 6:29, 31.
[15] Шмот 5:1.
[16] Шмот 6:31.
[17] Шмот 5:1.
[18] Шмот 3:10.
[19] Шмот 3:13.
[20] Шмот 3:16.
[21] Шмот 3:18.
[22] Шмот 5:1.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю