12 апреля 2018 года, темы: Ассимиляция, Земля Израиля, Холокост, Статистика, Диаспора, Трумот и маасрот
Согласно данным, опубликованным израильским Центральным статистическим бюро, число евреев, проживающих в мире, по-прежнему ниже показателей 1939 года, до начала Второй мировой войны и Холокоста, унесшего жизни 6 миллионов. На сегодняшний день во всем мире проживают 14 511 000 потомком Авраама, Ицхака и Яакова, что на 2 миллиона меньше по сравнению с предвоенными данными.
Большинство евреев — жители Израиля (6 446 000 чел.) и США (5 700 000 чел.) Следующими в списке крупных диаспор идут Франция (456 тыс. чел.), Канада (390 тыс. чел.), Великобритания (290 тыс. чел.), Аргентина (181 тыс. чел.), Российская Федерация (176 тыс. чел.), Германия (117 тыс. чел.) и Австралия (113 тыс. чел.) В 1939 году, когда территория Эрец-Исраэль находилась под контролем Великобритании, численность евреев составляла 449 тысяч человек. В 1948 году после образования Израиля на территории еврейского государства проживало 650 тысяч человек. За эти годы этот показатель вырос в десять раз. Параллельно число евреев диаспоры снизилось с 10.8 млн чел. по данным 1948 года до 8 млн. чел.
Основной вывод, который можно сделать, исходя из вышеприведенных данных, звучит следующим образом: несмотря на естественный прирост, еврейскому народу так и не удалось восстановить довоенную численность. Главной причиной тому является ассимиляция — за границей более половины евреев, принадлежащих к неортодоксальным общинам, заключают смешанные браки. Согласно данным исследовательского центра Pew, до 1970 года ассимиляция затронула лишь 17% американских евреев. Сегодня же речь идет о 58% (среди реформистов вступившие в смешанные браки составляют 50%, у представителей так называемого консервативного иудаизма их 27%, а вот в нерелигиозной среде аналогичный показатель дошел до 69%).
Численность евреев в России — под большим сомнением, поскольку израильское ЦСУ, судя по всему, пользовалось результатами официальной российской переписи населения. По данным руководителей российских еврейских организаций, куда более адекватным — и оптимистичным — показателем является число купивших мацу перед Песахом. Исходя из их числа, в Российской Федерации проживает около 1 млн евреев.
Надо заметить, что прирост еврейского населения в Израиле вызывает оптимизм. Когда в Эрец-Исраэль будет проживать абсолютное большинство евреев, это возложит на всех нас определенные галахические обязанности. В частности, отделение «трумот» и «маасрот» от сельскохозяйственной продукции станет обязанностью из Торы (на сегодня речь идет о заповеди «ми-дерабанан», установленной раввинами). Кроме того, в книге «Сефер а-хинух» сказано, что в случае проживания большинства евреев в Стране Израиля это приведет к восстановлению Храма...
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»