Из цикла «Шем тов», темы: Пинхас, Жертвоприношения, Смирение, Рав Шимон Мордехай Дубинский
«Одного ягненка утром, а другого ягненка в сумерки». Нужно понять, почему Тора заповедала нам это. Коза (эз) — самое дерзкое (аз) среди животных, как говорится в Гемаре (Бейца 25). Ей противоположен ягненок, в котором нет дерзости. Он спокойно следует за пастухом, как говорит пророк (Ишайя 5): «Будут пастись ягнята по слову их». Раши объясняет, что праведники уподоблены стаду овец, ибо пасутся спокойно и в тишине. Две причины, могут заставить человека нарушить Тору, как сказал мудрец (Мишлей 30:8): «Нищету и богатство не давай мне». Тора предостерегает нас всегда и во все времена быть непорочными пред Б-гом Всесильным: когда нам сопутствует успех во временном счастье и в бедственные времена, когда нам тяжело — нельзя быть дерзкими. Какой бы мерой ни отмерял нам Творец, мы должны благодарить Его. Вот почему Тора заповедала приносить в жертву одного ягненка утром и одного в сумерки. Это намек: когда сияет нам солнце преходящего счастья, и когда темнеет, мы обязаны вести себя спокойно, как ягнята. Ни в коем случае нельзя возводить на Б-га напраслину и возмущаться против Него. Нужно благословлять Его за зло так же, как и за добро. Может быть, об этом и сказал Святой, благословен Он, в Десяти Заповедях: «Да не будет у тебя других богов перед Моим лицом». «Лицо» означает гнев, как в выражении «И обращу Мое лицо на того человека». Это значит, что у тебя не должно быть других богов, когда Я гневаюсь на тебя.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»