Из цикла «Даат тфила», темы: Идолопоклонство, Авраам, Астрология, Еврейская молитва, Шахарит, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Слово Шахарит можно понять как происходящее от слова лешахер (искать и добиваться). Поэтому молитва Авраама по своей сути — Шахарит, так как он был отцом всех искателей Б-га.
«Сказал раби Йоханан от имени Рашби: С того дня, как Всевышний сотворил мир, не было человека, который назвал бы Его Господином, пока не пришел Авраам и не назвал Его Господином. Как написано: “И сказал: Г-споди Б-же, чем я узнаю, что унаследую ее?”» (Брахот 7б).
Маараль объясняет (Сефер Тиферет 19): «Ибо Всевышний не был связан с миром, пока не пришел Авраам. Поскольку, пока не пришел Авраам, природа материальности отделяла Всевышнего от мира. Поэтому он назвал Всевышнего Господином, ибо господин соединяется с тем, над чем он властвует, и не отделен от него». Рашба пространно объясняет этот вопрос в комментарии на данный раздел Талмуда: «Ты уже знаешь, что в дни Авраама и ранее люди служили духовным силам, делали идолов, служили звездам и занимались астрологией. Пока не стал Авраам укорять их, учить и обращать в свою веру… На самом деле, у звезд есть власть в мире, так что человек по своей астрологической карте может быть бедным или богатым, плодовитым или бездетным и т.п. И Авраам по своему гороскопу не мог иметь детей, если бы не пересилил эту систему и не вышел из-под власти звезд. Он возвысился в своих деяниях и приобщился к Первопричине, Всевышнему — Господину всего. И когда звезды потеряли власть над ним, Авраам назвал Всевышнего Господином, — ведь тем самым он показал своим современникам, сведущим в астрологии, что над звездами есть Господин, Который может отменить их силу. Так стало известно, что Он — Господин, всемогущий и управляющий всем творением».
Идолопоклонники создали ситуацию отчуждения между человеком и Творцом, в которой нет возможности прямого обращения к Нему. В их картине мира, вселенная полна отдельных сил, которые властвуют над каждой вещью. Всевышний не вмешивается в детали творения, а тем более в повседневные нужды человека. Идолопоклонство называется «чуждым служением», поскольку оно создает отчуждение. Само собой отсекается возможность прямого служения и возможность предстать перед Царем царей в молитве.
Авраам создал возможность молиться, будучи любящим Творца и объединителем всего творения для служения Ему. Он распространил веру в то, что Всевышний дает существование миру и надзирает над каждой деталью и над каждым индивидуумом, и к Нему нужно приближаться, искать Его и молиться: ибо Он — Господин.
«Первое Имя, близкое всем созданиям, и с ним приходят к Царю Всевышнему, и нет другого пути в мире увидеть лицо Царя Благословенного, как только через это Имя. И это имя — Г-сподь (А-донай)… И всякая просьба и мольба проходят только через него. Поэтому мудрецы были вынуждены в начале каждой молитвы установить слова “Г-сподь, открой мои уста…”» (Шаарей Ора 1).
Молитва Авраама прорывается через ночную тьму, получившую власть над миром, и открывает врата для того, чтобы увидеть лик Господина Благословенного. Она — рассвет, Шахарит всех молитв.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти