Из цикла «Даат тфила», темы: Моше, Еврейская молитва, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Суть молитвы — восполнить человеку то, чего ему недостает, и тогда Всевышний слышит его молитву и просьбу, когда человек обладает недостатком и нуждается в восполнении… А когда человек не молится и не просит словами — нет здесь получающего, поскольку каждый получающий просит получить то, чего ему недостает, и поэтому нужно просить о своем недостатке вслух».
Молитва восполняет недостаток человека, молящийся должен поставить себя как нуждающегося и выразить свой недостаток в молитве, просить о восполнении своего недостатка, и только так молитвенная просьба сможет оказать воздействие. Моше-Рабейну не ощущал недостатка в речи, не хотел просить об этом, и «поскольку Моше не молился об этом, Он не хотел излечить его».
В этом заключается общий смысл вопроса, дополнительная глубина, почерпнутая нами из слов Маараля. Чтобы оценить ее корень и объем, нам следует, прежде всего, ввести определение и привести «нечто большее, чем аллегорию».
Прежде всего, определение: понятие «молитва» относится к просьбе, и ни к чему другому. Как объясняется в Гемаре: «Толковал раби Симлай: пусть человек всегда сначала произнесет славословия Всевышнему, а после этого — помолится» (Брахот 32). Раз так, то молитва сама по себе — это просьба. Славословия сами по себе не являются частью служения Творцу, они произносятся только как нечто дополнительное к самой молитве.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»