Из цикла «Маамар аикарим — Основы», темы: Провидение, Предназначение, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Природа, Небесный суд
Господин, благословен Он, постоянно надзирает над Своими созданиями, поддерживает их существование и управляет ими согласно цели, для которой сотворил их. Человек уникален тем, что есть у него награда и наказание в соответствии с его деяниями. Поэтому и надзор над ним отличается от надзора над другими видами. Надзор над другими видами — только для поддержания существования данного вида, соответственно законам и границам, которые пожелал Всевышний. Поэтому надзор над каждым представителем вида происходит толко относительно влияния этого индивидуума на вид в целом, но не относительно этого индивидуума как такового. Ведь значение индивидуумов — только в целостности всего вида. Но по отношению к человеческому роду это не так. Кроме надзора над каждым человеком соответственно значению его для человеческой расы в целом, над ним ведётся и индивидуальное наблюдение. Его деяния судятся в отдельности, и, согласно всем деталям его положения, также в отдельности издаются постановления. И следует знать, что деяния человека делятся на два вида.
Один вид — деяния, которые ставятся ему в заслугу или в грех, то есть — исполнение заповедей и их нарушение. Второй вид — не то, ни другое: поступки в которых нет ни предписанного ни запрещённого действия. По отношению ко всему, что является с какой-либо стороны заповедью иди грехом, человеку дана полная свобода воли, и никто не вмешивается в это. Высший Судия надзирает надо всем, и судит все деяния, как они есть, и присуждает за них достойное воздаяние. По отношению же к действиям, в которых нет ни заповеди ни греха, человек не отличается от других видов. В таких случаях события, происходящие с ним, происходят от Высших трансцендентных сил — для управления всем человечеством в целом, или для воздаяния человеку полагающихся ему награды или наказания. Б-г Сам надзирает надо всем, и судит всех, и постановляет все постановления. А ангелы являются Его слугами, и каждому из них дано определённое задание. И необходимо знать, что Б-г поистине знает всё, и ничего от Него не скрыто, и, поскольку Он знает всё изначально, никакое новое знание не приходит к Нему. Но Своё управление и суд над миром Он основал не на этом своём знании, но согласно системе правосудия, как пожелал. Эта система подобна законам земного царства, и Он судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками — ангелами, назначенными на это: какие-то — свидетельствовать о происходящем на земле, какие-то — обвинять, а каке-то — защищать. И приговор выносится по верному и справедливому закону.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»