Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.

4) Учили наши мудрецы (Рош ашана 16б-17а): Сказали учителя Школы Шамая: «Три группы в день Суда: первая — совершенные праведники, вторая — законченные грешники, третья — “средние”. Совершенным праведникам даруется жизнь в будущем мире, и приговор немедленно утверждается. Законченные грешники приговариваются к наказанию Геиномом, и приговор немедленно утверждается, как сказано: “И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание” (Даниэль 12:2).

По отношению к “средним”, грехи которых уравновешиваются их заслугами, Святой, благословен Он, который зовется “Великим в благоволении”, склоняется в сторону добра. И про них сказал Давид: “Люблю я, когда прислушивается Ашем к голосу моей мольбы”, и о них говорит весь этот псалом целиком: “…обнищал я, но Он меня спас” (Теилим 116:1,6). Но если среди половины греховных поступков “средних” был грех намеренного неисполнения предписывающих заповедей, — например, еврей, который никогда не накладывал тфилин, не читал “Шма”, не произносил после­трапезного благословения, — такие опускаются в Геином, вопят там от ужаса и подымаются оттуда исцеленные, как сказано: “И проведу… через огонь, и очищу их, как очищают серебро” (Зехария 13:9). И о них сказала Хана, мать пророка Шмуэля: “Ашем умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает” (I Шмуэль 2:6).

Но тот, у кого грехов больше, чем заслуг, и среди них грех намеренного невыполнения предписывающих заповедей, о котором было сказано (выше), а так же грешники народов мира, которые совершали преступления своей плотью, например, развратничали, — они спускаются в Геином и наказываются там в течение двенадцати месяцев. По истечении двенадцати месяцев их тела истребляются, души сжигаются, Геином извергает пепел, и ветер рассеивает его под стопы праведников, как сказано: “И будете топтать грешников, ибо они станут пеплом под ступнями ваших ног в тот день, который Я определю, сказал Б-г Воинств” (Малахи 3:21).

Но насмехающиеся над словами наших мудрецов, благословенна их память, — еретики, вероотступники, безбожники, отрицающие Тору, не верящие в воскрешение мертвых, подражающие образу жизни неевреев, а также те, “что наводили ужас в стране живых” (Йехезкель 32:24), то есть магнаты, держащие общество в чрезмерном страхе не во имя Б-гоугодных целей, — (например, самодержцы народов мира) даже если они не вводили свой народ в грех и вели прямым путем, тем не менее народ направлял свои добрые чаяния и дела на службу им, а не на служение Владыке Вселенной — и те, которые грешили сами и вводили в грех многих, например, царь Израиля Яровам сын Невата и его сподвижники, — все они опускаются в Геином и караются там веки вечные, как сказано: “И выйдут, и увидят останки людей, преступивших против Меня, — ведь черви, снедающие их, не умрут и огонь, сжигающий их, не погаснет” (Йешая 66:24)».

5) И этот день, о котором сказали мудрецы «Три группы в день Суда…», есть день, назначенный для Всеобщего Суда. О нем написано: «День Ашема, великий и страшный» (Малахи 3:23). И это день и срок — начало будущего мира — о нем учили в главе Хелек (Санхедрин 107б): «У поколения потопа нет удела в будущем мире, и оно не предстанет перед Судом. У жителей Сдома нет удела в будущем мире, но они предстанут перед Судом». Об этом-то дне и говорит вся приведенная нами берайта «Три группы в день Суда и т.д.»

6) Однако наши мудрецы не имели в виду, что наказание и награда, причитающиеся человеку, откладываются до дня этого Суда, а до тех пор нет для души человеческой ни правосудия, ни наказания, ни награды. Но так как в берайте говорится о совершенных праведниках, которые удостаиваются жизни будущего мира, наступающей после этого Суда, — названа их конечная награда: жизнь будущего мира. А законченные грешники в тот грядущий день будут отсечены от жизни будущего мира и возвращены по решению Суда в Геином, чтобы там постоянно обновляющимися карами и страданиями отсечь и уничтожить их души. Поэтому-то берайта говорит о конечной награде за выполнение заповедей и о конечном наказании за преступления.

Но для каждого отдельного человека есть суд в день его смерти, при котором он включается в одну из указанных групп. Совершенных праведников, записав решение суда и поставив печать, сразу вводят в Ган Эден, жизнь в котором подобна жизни в будущем мире. Законченных грешников, записав приговор и поставив печать, сразу же вводят в Геином и подвергают в нем карам. А «средних» проводят через Геином и извлекают оттуда в место успокоения, как мы в дальнейшем разъясним (п.60).

7) Как на суде, который происходит изо дня в день над душами умерших, так и на великом Суде, упомянутом в этой берайте, существует три вида наказания Геиномом. Продолжительность самого легкого из них не определена — каждого карают по его преступлениям, пока он ни взмолится — и его поднимают. Самое строгое — на веки вечные. А средняя кара — двенадцать месяцев. Пока существует этот мир, Геином исторгает их по прошествии двенадцати месяцев, и они передаются ангелу Думе, поставленному над мертвыми, и нет им успокоения, и мы в дальнейшем разъясним это и прямо, и намеком. Но спустя двенадцать месяцев после Великого Суда тела истребляются, души сжигаются и ветер рассеивает пепел под стопы ног праведников.

Несмотря на то, что среди грешников есть такие, которым причитается большее наказание и они виновны более других, все караются по двенадцать месяцев. Но кары и страдания для них в Геиноме тяжелее, чем для прочих — один уровень Геинома под другим, как мы упомянем в дальнейшем (п.52). И все по закону, правосудию и истине, как сказано: «Ибо все Его пути — правосудие» (Дварим 32:4).


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.