Тверия (Тивериада) — город на северо-западе Земли Израиля, на западном берегу озера Кинерет, которое также часто называют Тивериадским — по названию города. Основан в начале I в. н.э. и назван в честь римского императора Тиберия. Тверия считается одним из четырех святых еврейских городов — наряду с Иерусалимом, Цфатом и Хевроном. Сегодня среди израильтян Тверия является одним из популярных курортов в районе Кинерета и Галиллеи, а также местом частого паломничества: тысячи евреев приезжают сюда помолиться на могилах праведников и мудрецов, таких, как раби Меир Бааль аНес, раби Акива, Рамбам, Рамхаль и другие. В последние годы численность население города насчитывает более 40 тыс. человек.
В Талмуде (трактат Рош а-шана, л.31Б и ком. Раши) говорится, что события, знаменующие Геулу (окончательное Избавление) и приход Машиаха начнутся именно в Тверии. Возможно, поэтому здесь похоронено множество еврейских праведников, не только живших здесь, но и завещавших похоронить себя в этой земле. Так, здесь был похоронен Рамбам, живший и умерший в Египте.
Оглавление
Надел колена Нафтали[↑]
Из Торы нам известно, что во времена праотца Авраама (второе тысячелетие до н.э.) на берегах Кинерета жили ханаанейские племена. Позднее, когда евреи во главе с Иеошуа бин Нуном вошли в Землю Израиля и начали завоевывать ее, территория на западном берегу озера отошла к колену Нафтали (см.Книгу Иеошуа, 12:3,6; 13:27-31; 19:36). На месте нынешней Тверии был в то время город Раккат, а немного южнее — Хаммат, название которого, по-видимому, свидетельствует о расположении рядом с ним горячих источников («хам» на иврите «горячий»). Источник «Хамей Тверия» существует в этом месте и сейчас.
Эти земли были исключительно плодородны, что по мнению мудрецов, было результатом благословения, которое дал Нафтали его отец Яаков (см. Берешит, 49:22 и ком. Раши).
Во время нашествия ассирийских царей в 3187 (573 г. до н.э.) году надел Нафтали был захвачен, а жители уведены в плен (Седер а-дорот).
Впоследствии этот район попал под власть Персии, а затем Греции.
Во времена Мишны и Талмуда[↑]
Евреи вновь поселились в этих краях только 500 лет спустя, в I в. до н. э., когда район был завоеван Александром Янаем. В начале I в. н. э. сыновья Ирода I Великого основали на развалинах Ракката город, который назвали Тивериада в честь римского императора Тиберия.
Некоторое время спустя, после разрушения Второго Храма и Иерусалима в 3828 (68 г.н.э.), Тверия постепенно становится духовным центром евреев в Земле Израиля.
Эта эпоха — особенно, время после подавления в 3895 году (135 г. н.э.) восстания Бар-Кохбы — была эпохой жестоких гонений: тысячи евреев были изгнаны из страны, а соблюдение заповедей, изучение и преподавание Торы каралось смертной казнью. Иерусалим практически полностью был разрушен; евреям запрещалось селиться в бывшей столице и окрестностях.
Северная часть Земли Израиля меньше пострадала от римлян; сюда — в Галилею, в том числе, в район озера Кинерет — переместился духовный и культурный центр еврейской жизни. Галилейские города — Уша, Циппори, Тверия — стали местом заседания Верховного суда, Санхедрина, игравшего особо важную роль после разрушения Храма.
В течении сорока лет, в 3910-3950 гг. (149-189 гг.н.э.), главой Санхедрина был великий мудрец раби Иеуда а-Наси — кодификатор Мишны. Он перенес место пребывания Санхедрина в Тверию, крупный по тем временам город, а затем в Ципори, что несколько южнее.
Чуть позже, уже в начале эпохи мудрецов Талмуда — амораев — Санхедрин снова возвращается в Тверию, теперь уже во главе с правнуком раби Йеуды а Наси, р. Иеудой а-Несиа, затем — с сыном и внуком последнего, соответсвенно, Рабаном Гамлиэлем IV и р.Иеудой а-Наси II.
В это время (III-V вв н.э.) Тверия была одним из главных духовных центров еврейского народа: кроме Санхедрина, здесь были открыты важные ешивы, где учились большие мудрецы Торы. Например, здесь действовала ешивараби Йоханана — выдающегося мудреца, записавшего Иерусалимский Талмуд — собрание комментариев к Мишне — который, таким образом, по большей части, был записан в Тверии (название «Иерусалимский» объясняется тем, что с Иерусалимом отождествлялась в то время вся Земля Израиля). Совместно с раби Йохананом ешивой руководил Рейш Лакиш, а наиболее известными учениками были р.Элазар бен Педат, приехавшие из Вавилона рав Ами и рав Аси и другие.
В IV веке н.э., с усилением христианства и созданием Восточной Римской Империи — Византии — преследования евреев начали набирать небывалую силу. Кинерет (христиане называли его «Галилейским морем») имел для них особое религиозно-историческое значение. Окрестности озера стали своего рода христианской святыней, вдоль его берегов было построено множество церквей. Существование здесь еврейского центра было для них крайне нежелательным.
В 4111 (351) году были разрушены ешивы в Тверии и Ципори, многие мудрецы бежали в Вавилон. А в 4185 (425) году император и вовсе отменил пост наси — главы Санхедрина, в результате чего Верховный еврейский суд перестал существовать. Еврейская община Тверии постепенна пришла в упадок.
Возрождение Тверии в VIII-XI веках[↑]
После завоевания Земли Израиля арабами в 4394 (634) году евреи стали возвращаться в эти места. Община Тверии постепенно растет, и в VII веке город вновь становится крупным духовным и политическим центром региона.
В X веке в Тверии возникла знаменитая тивериадская школа Масоры, разработавшая систему записи огласовок и мелодии чтения Торы и книг Танаха — т.н. «масоретская традиция». В трудах двух династий исследователей — семей Бен-Ашер и Бен-Нафтали — были разработаны символы, позволившие зафиксировать традицию записи и чтения Торы, полученную на горе Синай и передававшуюся из поколения в поколение. Эта система записи используется и сейчас (см. статью «Когда появилась Масора и огласовки в иврите?»).
Тверия в эпоху крестоносцев[↑]
В 4831 (1071) году Эрец Исраэль захватили турки-сельджуки, что побудило европейцев начать крестовые походы. В итоге, в конце XI века область, прилегающая к Кинерету, была захвачена крестоносцами. Они построили мощные укрепления на западном берегу озера.
В 4947 (1187) году у горы Хаттин, в 6 км от Тверии, произошла битва между крестоносцами и войсками султана Салах-ад-Дина (Саладин). Битва при Хаттине завершилась полным поражением крестоносцев и предопределила исход всего противостояния мусульман и крестоносцев на Ближнем Востоке: спустя недолгое время мусульманам удалось окончательно утвердить свою власть над Эрец Исраэль и над регионом в целом.
В результате частых военных действий значительная часть города была разрушена и так и пролежала в руинах вплоть до середины XVI века. Население Тверии уменьшилось, город пришел в упадок и, находясь с 1247 года под властью сарацин, долгое время оставался небольшим и малозначительным.
Попытка возрождения общины в XVI в. [↑]
В 5325 (1565) году Тверию, находившуюся под властью султана Сулеймана, приобрела донна Грация Мендес — известная общественная деятельница и владелица торговых кампаний, вернувшаяся к открытому соблюдению еврейских законов и бежавшая от преследований из Португалии в Турцию. Она передала эти землю своему зятю и племяннику Йосефу Наси — с тем, чтобы организовать там большое еврейское поселение. Йосеф начал отстраивать крепостные стены города и разослал письма в общины Европы с призывом переселиться в Святую Землю. Однако местные жители-арабы взбунтовались, и план не удался.
В настоящее время в Тверии существует отель «Дом Донны Грации» с одноименным музеем, а также проводятся музыкальные фестивали ее памяти.
Евреи Тверии в XVIII — начале XX вв. [↑]
В середине XVIII века шейх Захир аль-Омар (Дагир), властитель Галили в период Османской империи, предложил евреям снова поселиться в Тверии, которую он сделал своей столицей. При его содействии здесь был отстроен и обнесен стеной еврейский квартал со всеми необходимыми зданиями (в том числе баней и маслодавильней). Возглавить новую общину был приглашен раби Хаим Абулафия из Турции. В Тверию, к берегам Кинерета, начали переезжать еврейские семьи из Цфата. Во второй половине XVIII века сюда группами переселялись хасиды из Восточной Европы.
На протяжении XIX и первой половины XX века численность населения еврейского квартала сильно увеличилась.
Во времена британского мандата в Тверии, еврейская община которой быстро разрасталась, возникли новые еврейские районы: Шхунат Ахва, Кирьят Шмуэль и Шхунат а-Рамбам.
Один из этих районов, Кирьят Шмуэль, в 5698 (1938) году подвергся нападению арабов, которые ворвались в квартал, стреляя и поджигая дома. Была сожжена и синагога, а синагогальный служка убит возле свитка Торы. Всего погибло 19 евреев, в том числе 11 детей.
Вскоре бандитами был убит мэр города Заки Алхариф — еврей, пользовавшийся поддержкой всего населения, в том числе арабского.
Тверия после войны за Независимость[↑]
В 5708 (1948) году в результате победы в войне за Независимость западный и южный берега Кинерета стали частью Государства Израиль.
В память о боях за Тверию в центре города была установлена французская пушка XIX в., единственное артиллерийское орудие, бывшее на вооружении еврейских отрядов во время сражения.
К сожалению, вскоре после этого израильские власти начали разрушать Старый город Тверии. За полгода (1948-49) было разрушено более 600 зданий — почти все городские постройки. Объяснялись эти действия отсутствием гигиены, ветхостью зданий и опасением, что арабы вернутся в свои дома. Территория простояла заброшенной в течении десятилетий, и только в 70-х годах началась ее реконструкция. Так погиб исторический центр города, формировавшийся на протяжении веков, и распалась существовавшая здесь община.
Еще большую горечь вызывает разрушение старых кладбищ вокруг Тверии, на месте которых собирались вести застройку. Это повлекло за собой резкое противодействие религиозного населения Израиля; были организованы многочисленные демонстрации, которые жестоко подавлялись. Насколько нам известно, часть кладбищ была снесена, но часть удалось отстоять — например, в южной части города, где, согласно одной из версий, похоронен знаменитый танараби Меир Бааль а-Нес.
Из-за того, что город был частично построен на кладбищах, многие дороги в Тверии и на подъезде к городу запрещены для коэнов.
Тверия в наше время[↑]
В последние десятилетия Тверия существенно расширилась. Были построены новые жилые районы, город стал известным центром туризма и отдыха, открылись новые гостиницы и пляжи. Существенным моментом, влияющим на жизнь города, становится строительство религиозных районов — сотни молодых семей покупают квартиры в строящихся здесь домах.
Как уже говорилось, в Тверии и ее окрестностях находится множество могил еврейских праведников разных эпох, прежде всего — мудрецов Мишны и Талмуда. Здесь похоронены раби Акива, р.Йоханан бен Закай, раби Меир, Элиэзер бен Оркенус, р. Ами и р.Аси. Здесь же находятся могилы великих мудрецов более поздних эпох: Рамбам, Рамхаль, Шла а-Кадош (р.Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц) и многие, многие другие.
Сюда, к могилам праведников, приезжает множество людей, чтобы помолиться и почитать Теилим (Псалмы Давида).
Молитва на могилах праведников имеет особую силу. Мы просим Вс-вышнего помочь нам, и молитва принимается в заслугу этих людей. Их добрые дела и заповеди, выполненные при жизни, помогают нам выстоять на Небесном суде (дополнительно о смысле молитв на могилах праведников см. здесь).
Окрестности Тверии перед приходом Машиаха[↑]
История ясно показывает, что Тверия и весь район Кинерета утратил свое былое значение. Прежде эти места находились на пересечении важных торговых путей. Озеро Кинерет еще недавно было полноводным — в 1934 году Тверия пострадала от сильнейшего наводнения — но сейчас оно все больше и больше мелеет.
Сама Тверия — важнейший духовный и политический центр, на какое-то время заменивший собою Иерусалим — превратилась в курортный город, где на тысячи отдыхающих приходится небольшая кучка евреев, молящихся в трех чудом уцелевших старинных синагогах. И только могилы праведников сохранили атмосферу былой духовности и напоминают о величии прошлого.
Прояснить картину поможет трактат Талмуда Рош а-Шана, где описываются переезды Санхедрина после разрушения Второго Храма: из Иерусалима в Явне, из Явне в Уша, оттуда — в Шфарам, затем в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию. Санхедрин, по словам Талмуда, уходит в изгнание и опускается все ниже и ниже. «А Тверия глубже всех…», — пишут мудрецы и прибавляют: «и оттуда в будущем (придет) избавление» (Рош а-шана, 31Б). Комментарий Раши дополняет, что слова «глубже всех», по-видимому, означают также и географическое положение Кинерета — ниже уровня моря.
Из этого понятно, почему Тверия утратила свое былое величие: ее упадок непосредственно предшествует приходу Машиаха.
Возможно, начало этого процесса мы видим уже сейчас: в последние годы вокруг исторической части города строятся обширные религиозные районы, возрождается еврейская община.
Будем надеяться, что Машиах придет очень скоро, в наши дни!