Темы: Деньги, Бизнес по-еврейски, Изучение Торы, Проценты
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Спасибо за День Торы! Было так хорошо!
Но есть вопрос: билеты на ваш день Торы можно было купить заранее, до 15 ноября, дешевле. Разве это не рибит (проценты, которые брать запрещено)? Получается, что организация берет в долг $50, а через месяц предоставляет продукт (лекции, еду), который стоит $60. Хотя у нас в Америке это частая практика и называется «ранняя пташка» (early bird), мне непонятно, как это можно.
Но, если вы это тоже сделали, наверное, я не прав. Возможно, зависит от формулировки? Знаю, что ваш колель подготовки раввинов учил эти законы. Объясните, пожалуйста.
P.S.:
Особое спасибо за то, что привезли любимых раввинов, рава Зильбера, рава Кушнира и рава Поллака, и вообще все было отлично! Александр, NY
Уважаемый Александр,
Большое спасибо, что обратились к нам. Вы задаете правомерный вопрос. Недавно мы слышали от рава Пинхаса Винда — одного из крупнейших авторитетов современности в законах рибит — следующее интересное замечание. Йецер а-ра работает не покладая рук, и, когда он видит, что ему трудно помешать евреям выполнять такие заповеди, как хесед, изучение Торы и т.п., то он старается «примешать» к их выполнению нарушение запретов рибит, чтобы отнять у евреев заслугу этих заповедей.
Действительно, в обычной ситуации, когда продавец объявляет две цены: одну более низкую — для тех, кто платит раньше, а другую более высокую — для тех, кто платит позже, то здесь есть проблема нарушения запрета рибит (взимать проценты). Т.е., поскольку покупатель совершает предоплату, но при этом фактически еще ничего не получает, то эти деньги рассматриваются как ссуда. А поскольку для тех, кто платит раньше, цена ниже, то получается, что продавец делает скидку тому, кто дает ему ссуду, что запрещено с точки зрения законов рибит (Рамо, Йорэ Дэа 173:7).
Поэтому Ваш вопрос правильный: с двумя ценами на билеты есть проблема.
Обычно решением большинства проблем с рибит в бизнесе, в деятельности организаций и частных людей является подписание договора этер-иска. Поэтому тем, кто занимается бизнесом, настоятельно рекомендуется оформить для своей организации такой договор, чтобы избежать нарушения запретов рибит.
В этом договоре стороны определяют, что деньги, которые одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (должнику), не являются ссудой, а являются капиталовложением в бизнес другой стороны. Так стороны становятся партнерами в бизнесе, и деньги и другие услуги, которые получает первая сторона, — это не проценты, а доходы от совместного бизнеса. Речь идет о реальном бизнесе: недвижимости, акциях и т. п. Некоммерческие организации, которые получают пожертвования, в данном случае также могут рассматриваться как бизнес.
Но в нашем случае это не будет подходящим решением проблемы. Дело в следующем: чтобы договор этер-иска имел силу, необходимо, чтобы суммы, которые вторая сторона платит первой, имели реальные размеры. Т.е. на практике деньги, которые первая сторона передает второй, должны иметь реальный потенциал принести доходы — того размера и в течение того времени, о котором стороны договорились.
В нашей ситуации стоимость билета составляет 60 долларов, а тот, кто платит на месяц раньше, получает скидку в 10 долларов и фактически платит 50 долларов. Если бы мы действовали в соответствии с этер-иска, мы бы рассматривали это как капиталовложение 50 долларов, которое должно принести в течение одного месяца доход 10 долларов. Иными словами данное капиталовложение должно принести месячный доход в размере 20%. Насколько нам известно, Толдот Йешурун — не настолько успешная организация, чтобы приносить доходы такого размера, соответственно, полагаться на договор этер-иска в данном случае не предоставляется возможным.
Какое же решение было использовано? Как было сказано, проблема заключается в том, что приобретение билетов заранее по более низкой цене рассматривается как ссуда. Но эта проблема существует, только если понятно, что организация делает скидку на билеты, проданные заранее, чтобы получить деньги заранее. В нашем случае цель скидки — не в том, чтобы заранее получить деньги, а в том, чтобы стимулировать людей зарезервировать место заранее; таким образом, организация получит реальную картину: сколько людей будут участвовать в мероприятии. Это даст возможность лучше подготовиться к мероприятию (на сколько мест подготовить зал, сколько порций заказать и т.п.). В этом случае не существует проблемы рибит (респонс «Брит Пинхас» 1:116).
Как же проверить, какова цель организации? Если организация делает скидку не только тем, кто оплачивает билет заранее, но и тем, кто просто заранее резервирует место, а оплату производит позже, это показывает, что цель скидки — не получить деньги заранее, а лучше подготовиться к мероприятию.
Поэтому по решению рава Бен-Циона Зильбера желающим попасть на День Торы Толдот Йешурун была предоставлена возможность заказать билет заранее по более низкой цене, а оплату произвести позже и некоторые посетители воспользовались этим на практике.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.
Рав Ашер Кушнир
Рав Шмуэль Копелевич
Одна сторона предоставляет другой займ, часть суммы которого является беспроцентной ссудой, а часть — не кредитом, а капиталовложением
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Шауль Вагшал
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
На заем предметов распространяются те же ограничения, что и на заем денег. При займе вещей следует вернуть предметы, совпадающие по количественным характеристикам с теми, которые были одолжены. Дополнительная проблема — что делать, если ко времени возврата стоимость предметов возросла?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
В Израиле и других странах популярен так называемый «банк времени», когда стороны бесплатно предоставляют друг другу различные услуги. Такая деятельность тоже подпадает под запрет взимания процентов, за исключением ответной помощи, которая была оказана сразу же после завершения первой работы.
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону