Темы: Провидение, Воспитание в духе Торы, Война, Народы мира, Пророчество, Вера и упование, Катастрофа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ преподаю в еврейской воскресной школе. Перед 9 Мая меня попросили дать урок о событиях Второй мировой войны и Холокоста. Как с точки зрения иудаизма правильно сделать это для детей?
Большое спасибо, что обратились к нам.
Вы задаете достаточно непростой вопрос: как с точки зрения иудаизма правильно говорить с детьми о событиях Второй мировой войны и Холокоста?
На самом деле мы живем в уникальное время, когда еще можно встретить людей, переживших эти страшные события, и вживую услышать их рассказ. Поэтому на нас лежит особая ответственность — стать следующим звеном в цепи передачи знания и памяти о том, что произошло.
Поэтому можно посоветовать пригласить кого-то из ветеранов тех событий. Тогда, во-первых, дети смогут услышать всё из первых уст, что обычно производит особое впечатление на слушателей, во-вторых, это может быть хорошей возможностью для детей на практике выполнить заповедь уважения к старшим.
Известный современный раввин рав Ашер Вайс в своей книге «Минхат Ашер. Вера и упование» отмечает несколько моментов, которые стоит учесть, рассказывая детям о событиях Холокоста. Приведем вкратце и поясним некоторые из них.
1. Нужно рассказывать о страшной катастрофе, которая постигла человечество в целом и еврейский народ в частности. Нужно говорить о бесчисленных еврейских общинах и центрах Торы, которые были уничтожены и разрушены. О миллионах ни в чем не повинных людей, которые стали жертвами беспрецедентного геноцида.
При этом сообщать о страданиях жертв и зверствах их мучителей следует в той мере, которая подходит для возраста и уровня детей. Не стоит заострять внимание на боли и ужасах, которые постигли людей, чтобы не травмировать детей, не испугать их чрезмерно и не пробудить у них сомнения в том, что Творец управляет миром. Взрослым важно быть очень внимательными в этом отношении, учитывая особую чувствительность детей.
2. Следует рассказывать о проявлениях величия духа, когда даже в это страшное время люди рисковали жизнью ради исполнения заповедей и помощи ближнему. Нацисты целенаправленно и продуманно работали над тем, чтобы их жертвы потеряли человеческий облик, но зачастую добивались противоположных результатов.
Именно в это тяжелое время голодные и изможденные люди готовы были поделиться последних куском хлеба, чтобы спасти других. Были и такие, кто на грани голодной смерти не был готов есть некошерное.
3. Особое внимание следует уделить рассказу о том, как Б-жественное Провидение (Ашгаха) не оставляет еврейский народ. И из малочисленных «осколков», уцелевших во время страшной катастрофы чудесным образом, возродились новые еврейские общины, йешивы, хасидские дворы, которые процветают больше, чем прежде, и прославляют имя Творца в подтверждение слов пророка Йешаяу (66:14): «И увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши, как зелень, расцветут, и откроется рука Господня рабам Его, и разгневается Он на врагов Своих».
Разговор о событиях Катастрофы может вызвать естественные вопросы о Провидении Творца в этом мире, но следует помнить, что не блестящие ответы и красивые философские объяснения помогли еврейскому народу пройти через многие столетия страданий и гонений, а цельная вера. Вера в то, что всё происходящее в этом мире — происходит по воле Творца и находится под Его контролем, и Он никогда не оставляет Свой избранный народ — даже в самые тяжелые времена.
И хотя не всегда сразу удается понять глубинный смысл происходящего, вера: всё, что ни делается, — к лучшему, хранила и оберегала еврейский народ. А возвращение еврейского народа на свою исконную Землю и возрождение из пепла еврейских общин и центров Торы — только очередное тому подтверждение.
Пусть Всевышний поможет Вам найти правильные слова и путь к сердцам Ваших учеников.
С уважением, Яков Шуб
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ефим Свирский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону