Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Тора запрещает нам давать ссуду под проценты. Написано (Шмот 22:24): «Когда даешь деньги в долг, бедным у тебя, то не становись для него лихоимцем и не налагай на него лихвы (процентов)». И еще (Ваикра 25:35—36): «Если обеднеет твой брат и постигнет его нужда, то поддержи его… Не бери с него лихвы и роста, бойся своего Всевышнего — и оживет у тебя твой брат».

Еврей всегда обязан помочь своему ближнему. Если можно оказать безвозмездную помощь (цдака) — то надо оказать ее, исходя из своих возможностей. Когда другой еврей просит дать ссуду и мы можем ее дать, то нельзя отклоняться от этой заповеди. Ссуда не унижает достоинства человека, поэтому часто она предпочтительней цдаки.

Но нельзя ни давать, ни брать ссуду под проценты. Причем независимо от имущественного состояния обеих сторон! В данном случае лихвой или процентами мы называем любое превышение суммы долга при его возврате. Процент с долга запрещен Торой, процент от покупки или от продажи в кредит запрещен постановлениями мудрецов. Даже если один человек заявляет, что он может одолжить другому сумму, сняв ее с банковской программы, но тот должен компенсировать ему потерю прибыли, — даже такой случай называется лихвой, запрещенной нашими законами! Только если оба участвуют в совместном предприятии, деля между собой его прибыли и потери, им разрешается получать проценты с вложенных денег. Это правило (которое называется иска) позволяет нам брать ссуды в израильских банках, считающих нас своими компаньонами.

В среде религиозных евреев даже простое «спасибо» за одолженные деньги считается содержащим намек на выдачу процентов. Поэтому предпочтительная форма благодарности — «Да удостойся ты новой заповеди! — Тизке лемицвот!».

Законам, регламентирующим все виды ссуд, посвящена глава в трактате Талмуда «Бава Мециа», а также специальный раздел в Шульхан-Арухе.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?