Темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Милосердие, Добро и Зло, Поиск истины, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос, который, вероятно, останется без ответа… Целью творения было воздать от Блага Творца другим. Чем же оправданы безмерные человеческие страдания на протяжении всей истории человечества? Если Истина дана только нам, то к чему такая истина, которая может принести счастье только тысячам, тогда как миллионы и миллиарды в большинстве своём блуждают во мраке и неведении, в страданиях, без Истины? Когда человек страдает и испытывает невыносимую боль, то ему не объяснишь, что боль это только «на время». Боль необходимо прекратить, чтобы человек перестал страдать. Когда я испытываю боль всего человечества, то не могу одновременно испытывать блаженство. Как с этим жить? Спасибо, Евгений
Уважаемый Евгений,
Очень хороший вопрос. Можно сказать, что ответить на этот вопрос пытается почти вся литература, связанная с мировоззрением и философией — не обязательно религиозной и не обязательно еврейской.
Я хочу ответить Вам, основываясь на книге Рамхаля (Рабейну Мойше-Хаима Луцатто) Даас Твунос. Настоятельно рекомендую Вам изучить эту книгу самостоятельно, а ещё лучше попытаться попасть на урок по ней. Если Вы живёте в Иерусалиме, я даже могу Вам подсказать, как попасть на такой урок. Если же Вы не знаете лошон а-койдеш (святой язык), то на нашем сайте есть перевод книги на русский.
Коротко, Рамхаль это объясняет таким образом: максимальное благо достигается тем, что человек (в какой-то мере) уподобляется Творцу. Творец один, поэтому человек не может получить что-то от других. Кроме того, человек не получает полноценное удовлетворение от того, что получил бесплатно. Этот факт находит отражение даже в Галахе: научить человека самостоятельно зарабатывать на жизнь — это большая мицва, чем щедро обеспечить его всем необходимым.
Значит, перед Творцом стояла задача дать нам благо так, чтобы мы его получили не в подарок, а по праву. Как же может творение, у которого в момент появления из небытия ничего своего нет, получить что-то своё? Очень просто! Оно должно заработать себе награду. Как же её заработать? Выбирая добро. Да, единственное истинное достояние, которое мы можем приобрести, это сделанный нами правильный выбор.
Наличие выбора означает, что есть две более или менее равноценные возможности. Выбирая одну из них, человек поступает правильно, а другую, соответственно, — неправильно. Иными словами, если мы хотим обеспечить наличие выбора, мы неизбежно приходим к необходимости обеспечить возможность принять неправильное решение, решение в пользу зла. Именно поэтому Вс-вышний создал зло. Существование зла влечёт за собой страдания.
Здесь необходимо добавить, что человек получает «компенсацию» за перенесённые страдания.
Конечно, здесь не идёт речь о награде в этом мире. Награда, которую мы получим в будущем мире (с Б-жьей помощью) настолько превосходит всё, что мы можем себе представить, что даже в самый первый момент процесса её получения человек будет неимоверно рад всем перенесённым им страданиям.
Дальше Вы спрашиваете: «Если Истина дана только нам, то к чему такая истина, которая может принести счастье только тысячам, тогда как миллионы и миллиарды в большинстве своём блуждают во мраке и неведении, в страданиях, без Истины?».
Не совсем понимаю, кто такие «мы». Истина дана всем. Проблема состоит в том, что она не дана всем «на блюдечке с голубой каёмочкой». Те, кто не родился в семье большого праведника, не учился всю жизнь в йешиве и т.д. вынуждены искать истину сами. Тем большая награда за это их ожидает! (Здесь хочу порекомендовать Вам ознакомиться со статьёй Р. Эльхонана Бунима Вассермана благословенной памяти, которая была переведена на русский и напечатана в книге Три Измерения Души)
Даже если человек не находит истину полностью, а только самую маленькую частичку её, ему полагается за это огромная награда. В Талмуде описывается, в частности, какую награду получили различные страшные злодеи, такие, как Эглон, царь Моава, и Невухаднецор, царь Вавилона, за совсем малые добрые дела.
Вы говорите, что человеку, испытывающему страшные страдания, не до истины. Вы правы. Но мне, всё же, кажется, что большинство людей не проводит всю свою жизнь в страшных страданиях. В жизни большинства есть, по крайней мере, периоды сравнительного мира и спокойствия, когда они могут заняться поиском истины и подумать о той награде, которая их ожидает. Наличие же людей, которые действительно обречены на постоянные страдания и при этом даже не обладают свободой выбора их осмыслить, как скажем душевнобольные, объясняется переселением душ — гильгулим [см. Аризаль знал, кем каждый человек был в прошлой жизни?]. Жизнь этих людей является искуплением за совершённое в предыдущих жизнях. Это искупление позволит им получить ещё большую награду в будущем.
С уважением, Берл Набутовский
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Давид Комский
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд отвечает на вопрос: мы должны знать или верить, что Б-г существует? Какое может быть знание без доказательств? Если Б-г — вне наших систем восприятия, то никакое знание о Нем невозможно?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону