Темы: Раби Йеуда хаНаси, Милосердие, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто есть милосердие в свете торы?
Суханов Владимир, Нижний Новгород
Здравствуйте! Милосердие, как пишут наши мудрецы, одно из трех основных качеств, которые должны быть присущи еврею. Стыдливость, стремление совершать добрые дела и милосердие — вот эти качества.
Сказано в трактате Шаббат: «Кто милосерден к другим, к тому милосердны Небеса». Автор «Пеле Йоэц» говорит, что милосердие — одно из качеств Творца, как сказано: «…и милосердие Его — на всех созданиях Его» (Тэилим 145, 9). А нам заповедано «подражать» Ему, поэтому важно выработать в себе сострадание не только к людям, но и ко всем живым существам. Чем выше уровень человека, тем более он способен испытывать сочувствие к другим. Талмуд приводит такую историю про рабби Йеуду а-Наси: как-то раз мимо него вели теленка на шхиту (убой), и теленок, увидев рабби Йеуду, бросился к нему, как будто ища защиты, и попытался спрятаться в его одеждах. Рабби же сказал ему: «Иди, для этого ты создан!» («Пеле Йоэц» поясняет, что Рабби видел в теленке душу человека, которая проходила свой тикун (исправление) с помощью реинкарнации, и этот тикун должен был завершиться шхитой. Но на Небесах от него ожидали большего — он должен был молиться за эту душу, чтобы ее пощадили и смягчили наказание).
Сразу после этого инцидента Рабену а-Кадош начал страдать от мучительной боли и никак не мог излечиться. Однажды он увидел, что его служанка нашла крысят во время уборки и собирается утопить их. «Оставь их, — велел Рабби. — Милосердие Его — для всех».
Написано в Талмуде, что в это время на Небе было сказано: «Он сжалился, и над ним надо сжалиться». Боли рабби Йеуды прекратились.
Все сказанное не означает, что нужно мягко относиться к преступникам, тем самым поощряя их к дальнейшим преступлениям и ставя под угрозу безопасность порядочных людей. Про это наши мудрецы говорили: «Тот, кто милосерден к жестоким, будет жесток к милосердным».
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Жалеть тех, кто в этом нуждается
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Древо жизни находилось в самом центре райского сада. Оно символизировало близость к Б-гу, которую можно достичь несколькими способами.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Склонность давать милостыню
Рав Барух Лехт
Рав Реувен Куклин
Несколько дней назад мы взяли кошку.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Эльяким Залкинд
В Танахе упоминаются случаи настоящего геноцида. Как относиться к этим эпизодам?
Рав Овадья Климовский
Как добро может стать злом?
Рав Яков Шуб
Мы всегда должны кормить ее прежде, чем едим сами?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Переводчик Виктория Ходосевич
Израильскими солдатами движет не ненависть к врагу, а любовь к своему народу
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону