Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что имел в виду пророк Элиягу, когда обвинил евреев в служении двум источникам?

Задумайтесь, братья мои, — существует ли большее богатство, чем это рассуждение? «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если вы будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, и сойдете с пути, который Я заповедую вам сегодня, следуя за богами чужими, которых вы не знали»[75].

Я поделюсь с тобой размышлениями о благословении, почерпнутыми мною из книги «Ноам Амидот», которые не оставят тебя равнодушным.

Рассказывают, что некий философ был совершенно нищим, и царь дал ему много золота и серебра, чтобы избавить его от страданий бедности. Однако наутро этот мыслитель вернул правителю его дар со словами: «Вот серебро, которое ты дал мне. Возьми, ибо я не желаю его!» На недоумение царя: «Почему ты пренебрегаешь посланным мною даром?» философ ответил: «Господин мой! С того момента, как я пришел в этот мир, и до сего дня я жил в безмятежности и покое, пребывая в защищенной обители, ибо никогда не стремился к богатству и не жаждал наживы. Всю свою жизнь я довольствовался малым, и мне этого было довольно и даже оставалось в избытке. Мой разум всегда был занят исследованием природы, постижением и изучением происходящих в ней явлений, ибо они многообразны. Но вчера, когда я принял твой дар, мои мысли начали тяготить меня, “последовали за суетным и суетой пропитались”[76]. Я стал думать, как мне поступить с этими деньгами: купить ли на них товар с расчетом на будущую прибыль, доверить ли их надежному человеку или приобрести землю, чтобы сдавать ее в аренду и кормить семью? Сон бежал от моих глаз, и мое сердце волновалось, как море, а в голове — волны мыслей, колеблющиеся между различными мнениями. Меня одолели многочисленные заботы, справиться с которыми мне было не по силам, и потому я решил вернуть тебе твои деньги!» И он продолжал жить так же скромно, как прежде.

Ты знаешь, мой дорогой сын, как мне тяжело писать, и все же я не поленился пересказать тебе эту поучительную историю. «И какие теперь могут быть оправдания у теста, если сам пекарь свидетельствует о нем?» Видишь, сын мой, какими пристыженными и опозоренными мы выглядим на фоне этого мыслителя из народов мира! И мне невыносимо больно за собственную плоть и кровь! Мы не замечаем бесчисленных разрушений в человеческом обществе, не осознаем подмены понятий в мире и не ощущаем его тревог. Из-за множества наших грехов мы постоянно мечемся между разными мнениями, и кто знает, идет ли речь только о двух мнениях или, упаси Б-г, их стало уже гораздо больше? Ведь если философ из этой притчи из-за одной ночи испытания почувствовал в себе «колебания между различными мнениями», то что же сказать о человеке, погруженном в суету всю свою жизнь?

И наконец я понял истинный смысл слов пророка Элияу: «Доколе вы будете колебаться между двумя мнениями?»[77] Ведь евреи, упаси Б-г, не служили идолам в самом грубом и примитивном смысле. И я рад, что смог выстроить удивительное рассуждение на приведенный стих Писания.

И вот, сколь органично оно дополняет предыдущее рассуждение «Знай Б-га твоего отца и служи Ему»[78] и каким бесспорным делает наш подход. Ведь это буквально то, о чем мы говорили: «И обрежьте препоны ваших сердец, и не будьте жестоковыйными более»[79], поскольку смятение сознания и есть преткновение, которое мы обязаны преодолеть любыми способами[80].


[75] Дварим 11:26-28.

[76] Ирмеягу 2:5.

[77] Цари (I) 18:21.

[78] Диврей Аямим (I) 28:9.

[79] Дварим 10:16.

[80] Наш учитель (Саба из Кельма) часто повторял: «Храни беспорочность и следи за прямотой, ибо будущее этого человека — мир» (Теилим 37:37). И действительно, мы убедились, что путаница в мыслях связана преимущественно с размышлениями о далеком будущем, когда человек пытается прогнозировать, как ему поступить и что предпринять, чтобы будущее сложилось так, как он рассчитывает. Ведь размышления о происходящем сейчас очень редко влекут за собой путаницу: если все детали у человека перед глазами, он, как правило, знает, как поступить, и размышление о них не ведет к смятению — наоборот, оно делает мысль проницательнее, а дух — тверже». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 11).

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?