Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя судить о ближнем по одному-единственному поступку. История о Симоне Визентале

БОГ ГОВОРИЛ МОШЕ И СКАЗАЛ: ПОШЛИ СЕБЕ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ РАЗВЕДАЛИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ. ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ КАЖДОГО ОТЦОВСКОГО КОЛЕНА ПОШЛИТЕ, ВСЕХ ГЛАВ (Бемидбар, 13:1,2)

Раши цитирует мидраш Танхума, который объясняет, почему Тора рассказывает о разведчиках, посланных в страну Кнаан, сразу после истории о том, как Мирьям сказала лашон ара. Хотя она была за это публично наказана, грешники ничему не научились на ее примере.

Возникает вопрос, как они могли научиться, ведь она сказала о человеке, а они — о стране? Рав Исраэль Ордман из ешивы Тельшяй в Литве предложил объяснение: Человек должен научиться во всем видеть хорошее. Кто во всем видит плохое (в еде, работе и т.д.), неизбежно будет видеть плохое и в людях, а кто во всем видит хорошее, тот и в ближних будет видеть хорошее. Этот урок должны были извлечь разведчики — находить хорошее, а не выискивать плохое.

В конце второй Мировой войны Шимон Визенталь (впоследствии известный розыском нацистских преступников) сидел в концлагере. Туда привезли заключенного, которому удалось тайно пронести Сидур (еврейский молитвенник). И Визенталь изумился его мужеству — его могли за это убить. Но его отношение к отважному заключенному изменилось, когда он увидел, что тот дает другим на четверть часа Сидур в обмен на четверть их крайне скудного дневного рациона. Заключенные были совершенно истощены, но охотно соглашались. Однако владелец Сидура умер прежде них, не выдержав чудовищного количества поглощаемой пищи.

После войны рав Элиэзер Сильвер посещал лагеря перемещенных лиц от имени Ваад ацала (комитета по спасению). Он организовал молитвы и ободрял оставшихся в живых евреев. Заметив, что Визенталь не пошел в синагогу, рав решил его навестить. Вот как об этом рассказал Шимон Визенталь:

В тот вечер рав Сильвер пришел навестить меня. Это был человек маленького роста, одетый в армейскую форму без знаков отличия. У него была маленькая белая борода, а глаза светились добротой. Ему было, наверное, лет 75, но ум его был остр, а голос юн.

Он положил мне руку на плечо:

— Итак, говорят, ты сердит на Бога, — сказал он на идиш и улыбнулся мне.

— Не на Бога, — ответил я, — а на одного из Его слуг.

И рассказал о владельце Сидура.

Он продолжал улыбаться.

— Это все, что ты хочешь мне сказать?

— Но, раби, разве этого мало? — спросил я.

— Ду думмер (ты глупый), — сказал он. — Ты смотришь только на того, кто что-то взял. Почему не посмотреть на людей, которые отдавали? Он тронул меня протянутой рукой и вышел.

На следующий день я пошел в синагогу. С тех пор я всегда старался помнить, что на каждую вещь можно смотреть по-разному[1].

Как заметил один праведник: «Нам даны два глаза: один, очень острый — чтобы вглядываться в себя и замечать малейшие недостатки, а второй — слабый глаз, чтобы смотреть на других. К сожалению, мы очень часто путаем, каким глазом на что смотреть».

Рав Сильвер не сосредоточил внимание на одном оступившемся человеке, а обратил внимание на духовную высоту голодающих людей, которые отдавали еду, чтобы почувствовать себя ближе к Богу.

И УМЕРЛИ ОТ МОРА ТЕ ЛЮДИ, ЧТО ПЛОХО ГОВОРИЛИ О ЗЕМЛЕ, ПО ВОЛЕ БОГА (Бемидбар, 14:37).

Талмуд говорит, что мы учим, насколько серьезное преступление лашон ара, читая о наказании разведчиков за плохой отзыв о земле Израиля, из-за чего народ не вошел в свою страну и был вынужден еще сорок лет скитаться в пустыне. Если те, кто плохо говорили о камнях и песке, были так сурово наказаны, насколько тяжелее наказание тем, кто плохо говорит о своем ближнем! (Арахин)


[1] «Убийцы среди нас».

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?